Периодизация истории России
В учебниках дореволюционных (Д. И. Иловайского и др.) и послереволюционных (М.В. Нечкиной и А. В. Фадеева, Б. А. Рыбакова и др.), в том числе новейшего времени (конца 90-х гг. XX в. — А. Н. Сахарова и В. И. Буганова, Ш. М. Мунчаева и В. М. Устинова и др.), нетрудно заметить, что, например, понятия Киевская Русь и Новгород употребляются или эпизодически, или не употребляются вообще. Надо полагать… Читать ещё >
Периодизация истории России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
россия история воспитательный менталитет Периодизация истории России содержит такие временные отрезки развития страны, которые отличаются друг от друга политическими, экономическими, социальными, культурными и другими основополагающими критериями.
Изначальная периодизация. Известны десятки периодизаций истории России. Возьмем для примера те, которые предложили патриархи русской истории: Н. М. Карамзин (основное сочинение «История государства Российского»), С. М. Соловьев (основное сочинение «История России с древнейших времен), В. О. Ключевский (основное сочинение «Курс русской истории).
Н.М. Карамзин выделяет в истории России три периода (табл.1):
Таблица 1.
Период. | Именные рамки. | Содержательные рамки. | |
От Рюрика до Ивана III. | Период основания монархии. | ||
II. | От Ивана III до Петра I. | Период единовластия. | |
III. | От Петра I до Александра I. | Период самодержавия. | |
Как видим, в основу своей периодизации Н. М. Карамзин положил концепцию: «И с т о р и я н, а р о д, а п р и н, а д л е ж и т ц, а р ю».
С.М. Соловьев выделил четыре периода в русской истории (табл. 2):
Таблица 2.
Период. | Именные или хронологические рамки. | Содержательные рамки. | |
От Рюрика до Андрея Боголюбского. | Период господства родовых отношений в политической жизни. | ||
II. | От Андрея Боголюбского до начала XVII в. | Период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного начала. | |
СТАДИИ а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты. | Начало борьбы родовых и государственных отношений. | ||
б) от Ивана Калиты до Ивана III. | Время объединение Руси вокруг Москвы. | ||
в) от Ивана III до начала. XVII в. | Период борьбы за полное торжество государственного начала. | ||
III. | С начала XVII до середины XVIII вв. | Период вступления России в систему европейских государств. | |
VI. | С середины XVIII до реформ 60-х годов XIX вв. | Новый период русской истории. | |
Периодизация С. М. Соловьева отражает прежде всего и с т о р и ю г о с у д, а р с т в е н н о с т и.
В.О. Ключевский в истории России также выделял четыре периода (табл. 3):
Таблица 3.
период. | Хронологические рамки. | Содержательные рамки. | |
I. | С VII до XIII в. | Русь Днепровская, городовая, торговая. | |
II. | С XIII до середины XV в. | Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая. | |
III. | С половины XV до второго десятилетия XVII в. | Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая. | |
IV. | С начала XVII до половины XIX в. | Период всероссийский императорско-дворянский, период крепостного хозяйства, земледельческого и фабрично-заводского. | |
В основу периодизации исторического развитии России В. О. Ключевский положил в большей мере э к о н о м и к у в е е с т, а д и, а л ь н о м р, а з в и т и и, акцентировав значительное внимание на факторе колонизации.
Между тем, мы считаем, что периодизации Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского были приемлемы для своего времени (уровня научного развития историографии и источниковедения), сегодня их достаточно знать, а не использовать как основу преподавания вузовского курса истории — слишком много времени прошло с тех пор.
Временем очевидных активных поисков периодизации истории стали конец XIX и XX вв. При этом наибольшие споры всегда вызывал первый период развития Русского государства.
В учебниках дореволюционных (Д. И. Иловайского и др.) и послереволюционных (М.В. Нечкиной и А. В. Фадеева, Б. А. Рыбакова и др.), в том числе новейшего времени (конца 90-х гг. XX в. — А. Н. Сахарова и В. И. Буганова, Ш. М. Мунчаева и В. М. Устинова и др.), нетрудно заметить, что, например, понятия Киевская Русь и Новгород употребляются или эпизодически, или не употребляются вообще. Надо полагать, что учебники отражают различные концепции происхождения Руси. Их много, но в современных условиях наиболее распространены норманнская, киевская и теория неоднородного происхождения русского и украинского народов (при этом мы не принимаем «теории» Фоменко, Кодера, Кондыбы и Золина с их «экзотическими» концепциями истории Руси, далекими от научного обоснования и откровенно русофобско-фальсифицированных). В учебниках чаще всего рассматривается норманнская, или «киевская» версия происхождения Руси.
Согласно «киевской» концепции, Киев и только Киев является началом отсчета российской государственности. При этом Новгороду не отводится никакой роли, Владимир и Москва считаются продолжением развития Киевской Руси.
Норманнская теория в определенной мере подтверждает новгородское начало Руси, но в то же время как бы ущемляет самолюбие россиян: ведь по летописи в Новгородской земле стали княжить варяги — братья Рюрик (в Новгороде), Синеус (в Белоозере) и Трувор (в Изборске). 1.
И если эти земли считать первоосновой Русского государства, то такое предположение как бы укрепляет норманнскую теорию. Исходя из этого, видимо, и был сделан акцент на «Киевской Руси», как единственном начале Российского государства.
Хотелось бы привести некоторые соображения относительно норманнских корней Российской государственности. Из трех упоминаемых в летописи (ПВЛ) князей только Рюрик, как доказано, был реальным лицом. Что касается Синеуса и Трувора, их появление на исторической сцене, по мнению А. М. Кузнецова, ничто иное, как «курьез историографии». Академик Б. А. Рыбаков в работе «Начальные века русской истории» пишет: «Историки давно обратили внимание на анекдотичность „братьев“ Рюрика…, „братья“ оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел „с роды своими“ („Sine use“ — „своими родичами“ — Синеус) и верной дружиной („Tru war“ — „верной дружиной“ — Трувор)… Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика (автор летописи, новгородец, плохо знавший шведский язык, принял упоминание в устной care (изложении — И.П.) традиционного окружения конунга за имена его братьев). Достоверность легенды в целом … не велика». 2.
Относительно начала российской государственности выскажем следующее предположение. Многие отряды (дружины) варягов (норманнов, скандинавов) устремились (по разным причинам, на наш взгляд, основной была материально-экономическая) на Запад, Юг и Восток для грабежей, захвата земель, с целью осесть на них, и т. д. Один из таких отрядов, во главе с военным вождем Рюриком, искавший земли для грабежей оказался в Новгородской земле, и на короткое время захватил Новгород, став его правителем (по другой версии, ильменские славяне призвали его княжить вместе с «братьями» Синеусом и Трувором в Новгород; факт приглашения варягов на княжение в Русскую землю не установлен). Между тем, вскоре варяги из Новгорода были изгнаны. Н. М. Карамзин пишет: «Бояре славянские (во главе со старейшиной, князем Гостомыслом — И.П.), недовольные властью завоевателей, которая уничтожала их собственную …, вооружили (новгородцев — И.П.) против норманнов, и выгнали их…». 3 Следовательно, в Новгороде существовала княжеская власть во главе с князем Гостомыслом (первая половина IХ в.). Более того, в «Житии святого Стефана Сурожского», бывшего долгое время архиепископом в византийской колонии в Крыму в городе Суроже (нынешнем Судаке) и умершего в 787 г., рассказывается о новгородском князе Бравлине: «Воинственный и сильный князь Новгорода русского… Бравлин… с многочисленным войском опустошил места от Корсуня до Керчи, с большой силой подошел к Сурожу … сломал железные ворота, вошел в город…». 4 И таким образом, «Житие…» свидетельствует что Новгород уже существовал в VIII в. и Бравлин в нем княжил. Поскольку княжение Бравлина (вторая половина VIII в.) и Гостомысла (первая половина IХ в.) уже предполагает государственность, мы полагаем началом Руси как государственного образования вторую половину VIII в. (Новгород), а не конец IХ в. (связанный с «призванием» варягов княжить в Киеве.) Можно предположить, что на этом основании А. Т. Степанищев считает Новгород первой столицей Древнерусского государства и поэтому «норманнская теория» происхождения Российского государства с его точки зрения несостоятельна. Принимая в расчет рассуждения А. Т. Степанищева о Новгороде — первой столице Древнерусского государства — периодизация последних двух веков первого тысячелетия и первых трех веков второго тысячелетия могла бы иметь следующую конкретную форму, — совпадая с временем переноса столицы Русских земель: Новгородский период — до 882 г.; Киевский период — до 1157 г.; Владимиро-Суздальский период — до 1326 г.; Московский период — после 1326 г. 5.
С рассуждениями А. Т. Степанищева, в известной мере, можно было бы согласиться. Но все же, хотелось бы уточнить положение относительно «первой столицы» и начала российской государственности. По изысканиям акад. Б. А. Рыбакова «…кто в Киеве нача первее княжити …», он относит к VI в. (время правления византийского императора Юстиниана (527−565), что датируется и византийскими монетами). По всей вероятности, именно в это время происходит слияние в один большой союз нескольких лесостепных славянских племен. Союз среднеднепровских славянских племен назывался Русью (первенство в новом союзе, можно думать, первоначально принадлежало русам, но столицей становится Полянский Киев). На рубеже VIII—IX вв. происходит перерастание днепровского союза в суперсоюз, объединяющий несколько союзов славянских племен. Такое объединение уже было настоящим государством или становился им. Это еще одно свидетельство о несостоятельности «норманнской теории» происхождения Российского государства.
По нашему мнению, новгородская государственность складывалась уже в начале VIII века., в форме раннефеодальной республики, в административном отношении делившейся на пятины, во главе с выборными органами управления — посадником, тысяцким и вече — осуществлявшем непосредственную демократию (народоправство) и сохранившееся до конца XV — начала XVI вв. Киевская государственность начала формироваться с IX века., в форме раннефеодальной монархии, в административно-территориальном отношении делившаяся на волости и уделы, с великим князем и феодальным собранием знати во главе. Можно полагать, что образовались два центра с различными типами (республика и монархия) российской государственности. Взаимодействие этих двух центров, а также международное взаимодействие с другими государствами (Новгорода с ганзейским союзом, скандинавскими странами и др.; Киева с Византией, западноевропейскими странами и др.) — сформировало Древнерусское государство (специфика новгородской государственности сохранялась вплоть до XV и даже до XVIII вв.).6.
После 1917 г. норманнская теория стала неприемлемой для советской историографии и источниковедения по политическим, идеологическим и патриотическим мотивам. Поэтому вместе с норманнской теорией отодвигался и Новгород как ее часть. В то же время особо не афишировалось и понятие «Киевская Русь», сдерживалось развитие теории и неоднородности происхождения России и Украины.
Другим актуальным моментом в выработке периодизации истории России является отмена крепостного права как основной вехи в переходе от феодализма к капитализму. Многие авторы доказывают, что Манифест от 19 февраля 1861 г. практически ничего не дал России и положение крестьян еще более ухудшилось и т. д., хотя отмечают этот акт как переломный в движении к капитализму. Есть и сторонники другой концепции, предлагающие считать началом развития капитализма в России буржуазно-демократическую революцию 1905;1907 гг. и последовавшую за ней столыпинскую аграрную реформу. К тому же парламентаризм как признак буржуазности зародился именно в эти годы. Здесь есть над чем подумать, так как аграрная реформа Столыпина также мало что дала России, она даже вызвала протесты крестьянства, доходившие до столкновения с полицией.
Наряду с неопределенностью отдельных положений периодизации истории России до октября 1917 г., имеются сложности и в оценке времени с 1917 г. до 1991 г. и т. д. На основе анализа концепций многих современных историков можно предложить использование в вузовском курсе истории России следующей периодизации (табл. 4):
Таблица 4.
Период. | Хронологические рамки. | Содержательные рамки. | |
I. | С рубежа VII—IX вв. до XIII в. | Образование и становление Древнерусского государства. | |
II. | С XIII в. до середины XV в. | Удельная раздробленность на Руси. | |
III. | XV — XVIII вв. | Объединение русских княжеств в единое централизованное государство, расширение русских земель. | |
IV. | XVIII — начало XX вв. | Российская империя. | |
V. | Конец 10-х — конец. 80-х годов XX в. | Советское государство. | |
VI. | С начала 90-х гг. XX в. | Новая Россия (название условное). | |
Следует заметить, что эта периодизация истории России не бесспорна, но она вбирает в себя многообразие точек зрения разных авторов, специалистов. В учебно-преподавательской работе, следует так же рассматривать переодизацию, данную в учебниках, по которым работают студенты.