Исторические условия и факторы интеллектуального возрождения
Общественно — экономические интересы народов региона в связи с образованием местных централизованных государств также диктовали потребность в развитии материальной и духовной культуры. Здесь происходит интенсивное развитие зодчества, основанного на научном расчете, новаторстве и прогрессивных тенденциях в архитектуре. Строятся медресе, мечети, библиотеки, рабаты, приюты, караван — сараи, дворцы… Читать ещё >
Исторические условия и факторы интеллектуального возрождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
азия культура архитектура возрождение Арабское нашествие нанесло региону огромный урон, разрушило сложившуюся здесь на протяжении столетий материальную и духовную культуру. Однако это не привело к гибели цивилизации народов края. Постепенно восстанавливались оросительные системы, земледелие, ремесла. Жизнь входила в свое русло.
Но арабская, точнее исламская, цивилизация помимо отрицательных, вызвала также и определенные позитивные изменения, дала значительный толчок возрождению и затем мощному оживлению здесь культурной жизни. Принято считать, что IX — XII столетия для Центральной Азии были периодом раннего ренессанса. Каковы же были факторы, способствовавшие взлету?
Войдя в состав халифата, Средняя Азия теснейшим образом связалась с Передней Азией, с ее хозяйственной и торговой жизнью.
Спустя 7 — 8 десятилетий после арабского завоевания, то есть к концу VIII — началу IХ веков социально — политическая и экономическая обстановка в регионе стала вновь стабилизироваться. Власть арабов в регионе ослабевает, к правлению постепенно приходят местные династии.
В Арабском Халифате после прихода к власти династии Аббасидов стали лучше понимать значение развития науки и культуры для общественного прогресса. Это выразилось, в частности, в создании в 832 году в Багдаде «Байтул — хикма» («Дома мудрости»), своеобразной академии наук, где изучалось богатейшее наследие греков, китайцев, индийцев, иранцев, арабов и других в области науки и культуры. При академии была квалифицированная группа переводчиков трудов с оригинала на арабский язык. Сюда были приглашены талантливые ученые из многих стран, в частности, более 20 из Средней Азии. Среди переводчиков были не только ученые мусульмане, но и христиане — несториане, индийские буддисты. Сотрудники «Дома мудрости» придавали большое значение логике, этике, изучению Вселенной. В Багдаде и Дамаске были созданы обсерватории, которые возглавили наши земляки аль — Хорезми и аль — Фергани.
Подчеркнем, что «Дом мудрости» в Багдаде положил начало расцвету исламской культуры. Мусульманскому миру IХ — ХI веков удалось не только сберечь наследие древних греков и римлян, которое подзабыто было в Европе, но и развить и значительно обогатить новыми открытиями во многих областях знаний. Все это позволило заложить основы современной науки и цивилизации. Арабское завоевание и последующая исламизация населения способствовали внедрению арабского языка, который стал применяться не только в мусульманском богословии, в официальном чиновничьем мире, но и в среде персидской, хорезмийской и согдийской аристократии.
Видные деятели науки и культуры Средней Азии в совершенстве владели арабским языком. Большинство их сочинений было написано на арабском, хотя немало произведений ими создавалось на персидско — таджикском и староузбекском языках.
Говоря об общих аспектах исламского влияния на Европу Викенс писал: «В самом широком смысле заимствования Запада на Ближнем Востоке составляют практически всю цивилизационную основу». В силу этого уже в ХII веке на Западе в массовом порядке стали переводить труды арабских ученых на европейский научный язык — латынь.
В Х — ХI веках в Средней Азии устанавливается власть династий Саманидов, Караханидов и Хорезмшахов. Многие из них благосклонно относились к духовности и просвещению, что побуждало их к меценатству. Например, в период правления Саманидов наблюдался экономический и культурный подъем в Хорасане и Маверауннахре, а Мерв, Самарканд, Бухара и Ургенч приобрели славу культурнейших центров того времени. Укрепление централизованного управления при Саманидах способствовало тому, что страну прекратили грабить и разорять соседние кочевники, развивавшаяся караванная торговля способствовала культурному обмену со многими европейскими и восточными странами. Помимо этого, складывается традиция покровительства науке и культуре со стороны местных правителей.
Общественно — экономические интересы народов региона в связи с образованием местных централизованных государств также диктовали потребность в развитии материальной и духовной культуры. Здесь происходит интенсивное развитие зодчества, основанного на научном расчете, новаторстве и прогрессивных тенденциях в архитектуре. Строятся медресе, мечети, библиотеки, рабаты, приюты, караван — сараи, дворцы. Получает сильный толчок развитие ремесел и народно — прикладного искусства, обработка горных пород. Возводятся прочные мосты, строятся ирригационные сооружения.
Развивается устное народное творчество — фольклор, формируются литературные языки местных народов. «Медресе» в переводе с арабского означает здание, место, где проводятся учебные занятия. Созданные в крупных городах региона медресе выполняли роль высшего учебного заведения, где преподавались религиозные знания и светские науки. В Хорезме и Шаше были сооружены устройства по наблюдению за небесными светилами.
По инициативе правителя Хорезма Али ибн Маъмуна в 998 году был создан храм науки — Академия Маъмуна. В этом научном центре велись исследования по математике, астрономии, медицине, правоведению, истории, философии, литературе. Его ведущими сотрудниками были аль — Беруни, ибн Сино, Абу Сахл Масихи, Абу Наср Ироки и др. В Бухаре, Самарканде, Куве, Мерве, Термезе, Шаше, Кеше, Оше, Ходженте, Насафе, Кермене, Андижане растет число учебных заведений разных ступеней. Развивается искусство книги, повышается мастерство каллиграфов, переплетчиков, художников — орнаменталистов, появляются новые библиотеки и книжные базары.
Хорезмская Академия Маъмуна.