Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Аборты в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, только в конце 80-х годов в России были признаны идеи персонального репродуктивного выбора и персональной репродуктивной ответственности, составляющие основу планирования семьи как свободного и ответственного родительства. Тем не менее последствия 60-летнего «абортного опыта» оказались трагичными — в России утвердилась совершенно особая модель репродуктивного поведения — персонально… Читать ещё >

Аборты в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История абортов в России поучительна. Впервые в стране производство абортов только по желанию женщины было разрешено в 1920 году. В то время Россия была первой и единственной страной в мире, имевшей настолько свободное законодательство об абортах. Вплоть до настоящего времени Россия (наряду с Нидерландами, Швецией и США) представляет собой страну, в которой имеется самое свободное в мире законодательство об искусственных абортах.

Очень часто противникам свободы абортов такая доступность представляется причиной производства абортов и, тем более, их широкого распространения. На первый взгляд, это действительно так, ведь одновременно со свободным абортным законодательством в России наблюдается один из самых высоких уровней распространения абортов. Однако даже наша собственная российская история опровергает этот взгляд как поверхностный.

Впервые о проблеме разрешения абортов в России в 1920 году широко заговорили на рубеже XIXXX-го веков. Именно тогда в среде «передовой русской интеллигенции», и прежде всего медиков и юристов, возникло общественное движение за либерализацию абортного законодательства. До 1920;го года в России существовало очень строгое наказание за производство аборта — как для самой женщины, так и для врача. Аналогичное законодательство действовало во всей Европе. Вместе с тем в России, как и во всем мире, хорошо понимали лицемерие и двусмысленность всех общественных строгостей и наказаний в этой области, слишком распространенным было явление.

Именно в 20-е годы в России была сформирована доселе небывалая особая «абортная культура» — приспособление и привыкание общества к широкому производству абортов как к основному или даже единственному способу регулирования числа детей в семье.

Такая абортная культура включала в себя не только изменения в общественной психологии — привыкание женщин, докторов к свободному производству абортов. Еще более важно то, что формирование такой абортной культуры означало и приспособление всей системы здравоохранения и социальной помощи к абортам — так в стране была создана «абортная индустрия». Одновременно укоренилась другая характерная черта планирования семьи в России — почти полное отсутствие внимания к альтернативным методам ограничения числа детей в семье, т. е. к применению различных противозачаточных средств.

Важно отметить, что именно эта модель существует в России по настоящее время, и подобная «абортная индустрия» накрепко укоренилась в нашем обществе и здравоохранении.

Но в 30-х годах политическая и демографическая конъюнктура в СССР резко поменялась, и в 1936 году аборты были запрещены. Это было сделано для повышения рождаемости в стране. К этому времени изменилась сама концепция социальной эксплуатации женщин — страна перестала нуждаться в бездетных женщинахработниках, но ей стали нужны женщины как «источник детей».

Необходимость повышения рождаемости объяснялась не только сокращением самого числа рождающихся детей, но и снижением всей численности населения: демографические последствия голода, массовых репрессий, коллективизации и индустриализации были катастрофичны.

Такими же идеями демографического манипулирования населением руководствовались власти и в 1955 году, когда аборты были вновь полностью узаконены. В то же время рождаемость в стране по-прежнему падала. Однако это происходило не путем распространения абортов или противозачаточных средств, а за счет широчайшего распространения криминальных абортов.

Попытка развития контрацепции в начале 60-х годов провалилась из-за апатии женщин и сопротивления врачей; более того, начиная с 70-х годов, Минздрав СССР даже организовал своеобразную борьбу против гормональной контрацепции, а затем и против самой идеи планирования семьи.

Последний перелом в абортной политике России произошел во второй половине 80-х годов. Он был связан с признанием Минздравом концепции планирования семьи и созданием национальной ассоциации планирования семьи. Несомненно, что эти события были вызваны не прозрением Минздрава, а изменениями в самом советском обществе — перестройкой и демократизацией.

Идея планирования семьи, понимаемая как идея «свободного и ответственного родительства», пробивала себе дорогу в советском обществе более 20 лет и была официально признана только в 90-х годах. Эта заимствованная на Западе идея репродуктивной свободы могла реализоваться только в постсоветском обществе и только в одновременно с другими аналогичными идеями — индивидуальности, индивидуального выбора, свободы совести, свободы слова.

Итак, только в конце 80-х годов в России были признаны идеи персонального репродуктивного выбора и персональной репродуктивной ответственности, составляющие основу планирования семьи как свободного и ответственного родительства. Тем не менее последствия 60-летнего «абортного опыта» оказались трагичными — в России утвердилась совершенно особая модель репродуктивного поведения — персонально несвободного и персонально безответственного рождения детей.

Некоторые последствия такой ситуации хорошо известны. Прежде всего, это распространенность самих абортов. В России зарегистрирован один из самых высоких в мире количественный показатель искусственных абортов. Более высокий, возможно, был зарегистрирован только в Румынии — стране со сходными тоталитарными традициями. Закономерно, что и для всех просоветских стран Восточной Европы, в особенности для Румынии, ГДР, Болгарии, Польши была характерна одна и та де проблема высокого уровня распространенности абортов.

В споре двух принципов, один из которых основан на праве матери на выбор, а другой — на праве плода на жизнь, есть одно противоречие, которое делает невозможным его разрешение. Дело в том, что принцип права на выбор в равной степени относится и к плоду, и к самой женщине. В итоге спор приобретает чисто схоластический характер. Такие споры не особо привлекательны. Нужно искать практическое решение действительно сложной и внутренне противоречивой проблемы абортов, а оно — лишь в использовании противозачаточных средств.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой