Введение.
Особенности возникновения государственности у восточных славян.
Нормандская теория и её критика в исторической литературе
Нормандская теория была сформулирована в 1-й половине XVIII века при Анне Иоанновне немецким историком в Российской Академии наук Г. Байером (1694—1738). В своей работе «О варягах» ох писал, что основателями государства в Древней Руси были норманны (скандинавы). На русском языке его работа вышла в 1767 г. На немецком языке она появилась в России в «Комментариях» Петербургской Академии наук… Читать ещё >
Введение. Особенности возникновения государственности у восточных славян. Нормандская теория и её критика в исторической литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мы, граждане России, пережили распад СССР. Наша страна обрела суверенитет и вступила в новое время. Ушёл в прошлое тоталитарный режим, существовавший во время Советской власти. Государство больше не пытается навязать нам какую-либо идеологию, не контролирует наше мировоззрение. И, подобно освободившемуся от родительской опеки, когда его убеждения, в основном, прививались родителями, подростку, русский народ всё больше пытается самостоятельно разобраться в хитросплетениях своего прошлого, самостоятельно узнать ответы на вопросы о прошлом, настоящем и будущем России.
Кто мы есть? Какие мы? Что с нами происходит сейчас? Что нас ждёт в будущем?.. Ответы узнать нельзя, если не понять что у нас было в прошлом. И, прежде всего, откуда берёт начало наш народ и как зародилось наше государство. Ответ на этот вопрос я и попытаюсь найти в своём реферате.
Расселение славян. Рюрик, Синеус и Трувор
Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что древнейшие славянские племена были на территории Восточной Европы уже с середины I тысячелетия до н.э. Праславянами принято считать носителей пшеворской и черняховской культур, которые сформировались во II веке до н.э. В начале I века до н.э. они проживали в центре и на южных районах современной Польши. C конца IV века эти народы, как и все племена Восточной Европы, были вовлечены в Великое переселение народов. Начало этой грандиозной миграции положили тюркоязычные кочевники гунны, вторгшиеся из Центральной Азии в Причерноморские степи в конце IV века. Потерпев поражение от находящихся там готов, они были вынуждены уйти на Балканы, а затем — в Центральную и Западную Европу (в пределы Римской империи). Овладев Северным Причерноморьем, гунны, кочуя между Волгой и Дунаем, образовали огромное воинственное государство, в котором покоренные ими многочисленные племена объединились в одно. Но частые междоусобицы и восстания покорённых народов пошатнули мощь гуннского союза. После 453 года из причерноморских степей Азии на смену ему выдвигается новое тюркоязычное племя — авары, сумевшие сохранить своё могущество в Причерноморье и на равнинах в современной Венгрии до VIII века.
Одновременно к VI веку археологическими данными достоверно определяются собственно славянские археологические культуры — пражско-корчакская и пеньковская. Именно со второй половины VI века славяне становятся главным действующим лицом Великого переселения народов, которое примерно с VI — VII веков в исторической литературе именуется расселением славян.
«…разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом.» Так расселение славян описывается в «Повести временных лет.» Археологи установили, что славянами были заселены обширные пространства Восточной, центральной и Юго-Восточной Европы. В ходе расселения по Восточно-Европейской равнине славянские племена пришли в соприкосновение с проживавшими в VI веке к северу от Припяти, десны и в верхнем течении Оки балтоязычными племенами. А в междуречье Волги и Оки и далее не север и северо-запад обитали финно-угорские племена (предки современных эстонцев, финнов, карелов, марийцев, мордвы, вепсов и др.). Проникновение славянских племен в северные районы Восточно-Европейской равнины носило в основном мирный и постепенный характер. Мирное сосуществование славян с балтами и финно-угорскими племенами приводило к их ассимиляции.
В ходе перемещений и расселения у славян шла постепенная ломка родоплеменных отношений. Одновременно расселение по Европе служило и мощным толчком к активной дифференциации славян. Согласно лингвистическим данным, на рубеже VII—VIII вв.еков происходит распад праславянской языковой общности и начинается формирование отдельных славянских языков. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, носившие уже исключительно территориально-политичесий характер.
Три направления расселения славян предопределили постепенное разделение народа на три основные ветви: восточные, западные и южные. На территории Восточно-Европейской равнины, как известно из летописных источников, к VIII — IX векам сложилось 12 славянских союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье обитали поляне. К северо-востоку от них жили древляне. Западнее древлян, вплоть до Западного Буга, — волыняне (бужане). В верховье Днестра поселились хорваты (часть крупного праславянского племени, распавшегося в VI — VII веках на несколько частей). Ниже по Днестру — тиверцы, а южнее полян в Поднепровье — уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах рек Десна и Сейм располагался союз славянских племенных княжеств, носивший наименование Север, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра, севернее Десны) жили радимичи, а на Верхней Оке — вятичи. Между Припятью и Двиной, к северу от древлян, обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги — кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе озера Ильмень и рек Волхов и Мста до Финского залива, носила название словене.
Славянами и финно-уграми было основано много городов: Белоозеровесью, Ростов — мерей, Муром — муромой, Новгород, как уже говорилось, — словенами. Что же касается «матери русских городов,» Киева, то он был создан полянами в конце IX в. н.э. Согласно легенде, его построили братья Кий, Щек, и Хорив и их сестра Лыбедь. Назван город был в честь старшего брата.
В 862 году, по свидетельству «Повести временных лет,» посланцы из Новгорода обратились к своим соседям варягам: «Земля наша велика обильна, а наряда в ней нет, да поидете княжить и володеть нами.».
На Русской земле появились три правителя — Рюрик, Синеус и Трувор. Согласно одному переводу летописи, Рюрик стал княжить в Ладоге, Синеус — на Белоозере, а Трувор — в Изборске. Но через два года Синеус и Трувор скоропостижно умерли, и вся власть над землёй Русской полностью перешла к Рюрику. Он повелел срубить в Ильмени новый город — Новгород — и стал княжить там. Но некоторые учёные считают, что кроме Рюрика никаких князей тогда не было, а Синеус и Трувор — результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришел в землю славян со своим домом (сине-хус) и верной дружиной (тру-вор).
Кто же были те варяги, которых славяне просили прийти к ним и владеть ими? Какую роль они сыграли в появлении государства на Руси? Переводы повести не дают однозначного ответа на эти вопросы. Это и положило начало целому ряду теорий о появлении государственности у славян, в том числе и нормандской теории.
Нормандская теория. Норманизм в XVIII в.
Нормандская теория была сформулирована в 1-й половине XVIII века при Анне Иоанновне немецким историком в Российской Академии наук Г. Байером (1694—1738). В своей работе «О варягах» ох писал, что основателями государства в Древней Руси были норманны (скандинавы). На русском языке его работа вышла в 1767 г. На немецком языке она появилась в России в «Комментариях» Петербургской Академии наук. Страсти вокруг ней разгорелись уже в 1749 г., когда другой академик, Герард Миллер, должен был выступить в Петербурге на торжественном заседании с речью «О происхождении народа и имени российского». По правилам тех времен речь предварительно рассматривалась комиссией. Тредиаковский высказался за, заметив, однако, что сама «материя спорна». А вот Ломоносов яростно выступил против. Он нашел речь Миллера «ночи подобной». Критикуя положенную в основу речи нормандскую теорию, Ломоносов указал на её научную несостоятельность и её враждебный России политический смысл: представить Древнюю Русь отсталой страной, неспособной к самостоятельному государственному творчеству, а норманнов — силой, которая с самого начала русской истории влияла на развитие России, её экономику и культуру. С Ломоносовым согласились почти все члены комиссии. Речь не только запретили произносить, но даже решили отобрать у автора текст. Миллер пожаловался на необъективность, и тогда президент Академии распорядился рассмотреть работу на Генеральном собрании. Рассмотрение длилось шесть месяцев и закончилось тем, что труд Миллера постановили уничтожить…
С 1751 по 1758 г. Ломоносов работал над «Древней Российской историей», более известной сейчас как «Антинормандская теория». Позднее, в 1766 г., она стала первым томом «Древней Российской историей от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года.».
В своей работе Ломоносов пишет о том, что на территории где позже появилась Русское государство первоначально жили славяне и чудь занимавшие примерно равное пространство, но с течением времени территория славян расширялась и многие территории занимаемые чудскими племенами позже были населены славянами. Часть чуди присоединилась к славянам, а часть переселилась к северу и востоку. Это соединение двух народов подтверждается согласием в избрании на общие владения князей варяжских, которые переселились к славянам и чуди со своими родами и множеством подданных и соединив их утвердили самодержавие. Основные генетические корни Российского народа составляли славяне и даже наш язык происходит от славянского и с тех пор не сильно изменился. Территория, занимаемая славянским народом и есть главное доказательство его величества и древности. Одна Россия занимает территорию, которую нельзя сравнить ни с одним Европейским государством. К славянским народам так же относятся Польша, Богемия, Моравия, Болгария, Сербия, Далмация, Македония и др. Большое количество славянских народов было известно во времена первых княжеств. За пределами России Ляхи по Висле, Чехи по вершинам Альбы, Болгары, Сербы и Моравляне около Дуная уже имели своих королей, а Новгород, Ладога, Смоленск, Киев и Полотск были процветающими городами.
О варягах Ломоносов пишет следующее: «Не правильно рассуждает, кто варяжское имя предписывает одному народу, многие сильные доказательства уверяют, что они из разных племен языков состояли. Только одни соединялись — обыкновенным тогда по морям разбоем». По мнению Ломоносова варягами называли все северные народы, в доказательство этого он ссылается на шведских, норвежских, исландских, славянских и греческих историков того времени. Племена варягов были воинственными и совершали множество военных походов. Проходя по земле где жили славяне и чудь, они периодически останавливались в районе города Киева где хранили награбленное. Упоминая о варягах-русь, Ломоносов писал, что: «Варяги с пруссами произошли от одного поколения…» И Рюрик, по его мнению, был призван на владение к славянам из варягов-русь, при этом он ссылается на летописца Нестора.
Василий Никитич Татищев. Иоакимовская летопись. Попытка объединения противоположных воззрений Государственный деятель и историк Василий Никитич Татищев родился под Псковом в семье помещика, представителя обедневшей ветви древнего княжеского рода. В 1693 Татищев был пожалован в стольники. Окончил в Москве Инженерную и артиллерийскую школу и в 1704 начал военную службу: участвовал в осаде Нарвы, был ранен в Полтавском сражении, ходил в неудачный Прутский поход в 1711. Выполняя военно-дипломатические поручения Петра 1, в 1718 был участником мирных переговоров со Швецией на Аландском конгрессе. С 1719 на гражданской службе занимался составлением географических карт, с чего начались его серьезные занятия историей. В 1720 — 1722 по приказу Петра 1 Татищев управлял заводами на Урале и положил начало основанию Екатеринбурга. Не ужившись со всесильными заводчиками Демидовыми, не желавшими подчиняться закону, Татищев покинул Урал. В 1724 был отправлен в Швецию «для некоторых секретных дел» — ознакомления с состоянием горного дела и найма мастеров. По возвращении в Россию служил главным судьей Монетной конторы. В 1730 Татищев, будучи убежденным монархистом, деятельно выступил против попытки «верховников» ограничить власть Анны Ивановны. В 1734 — 1737 Татищев вновь находился на уральских заводах, а в 1737 — 1739 руководил Оренбургской экспедицией, усмирявшей башкирское восстание. Служебную карьеру Татищев завершил в 1745 на посту астраханского губернатора, где, как и на всех должностях, стремился к законности, оказанию покровительства купечеству, просвещению. После отставки жил в своем имении, продолжая заниматься наукой. Тогда же он создает свою «Историю Российскую», рассмотренную им до 1577 г.
Однажды, собирая древние русские манускрипты, он обратился к родственнику, Мелхиседеку Борщову, архимандриту Бизюкова монастыря. Тот в 1748 году прислал историку три тетради, которые ему одолжил на время некий монах. Татищев так описал язык в тетрадях: «письмо новое, но плохо сделанное, склад старый, смешенный с новым, но самый простой и наречие новгородское».
Этими тетрадями оказалась Иоакимовская летопись, положенная Татищевым в основу своей теории о происхождении Рюрика.
Вот краткое содержание начала летописи:
Славен с братом Скифом, ведя многие войны на востоке, идя к западу, многие земли у Черного моря и Дуная себе покорили. И от старшего брата прозвались славяне, а греки их либо похвально алазоны, либо поносно амазоны именовали.
Князь Славен, оставив во Фракии и Иллирии около моря по Дунаю сына Бастарна, пошел к полуночи и град великий создал, во свое имя Славенск нарек. А Скиф остался у Понта и Меотиса в пустынях обитать, питаясь от скота и грабительства, и прозвалась страна та Скифия Великая. После устроения Великого града умер князь Славен, а после него властвовали сыновья его и внуки много сот лет.
И был князь Вандал, правил славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив, возвратился во град Великий… Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построил по городу, и в их имена нарек, и всю землю им разделив, сам пребывал в Великом граде лета многие и в старости глубокой умер, а после себя Избору град Великий и братию его во власть передал. Потом умер Избор и Столпосвят, а Владимир принял власть над всей землей.
По смерти Владимира и матери его Адвинды княжили сыновья его и внуки до Буривоя, который девятым был после Владимира, имена же сих восьми неведомы.
Буривой, имея тяжкую войну с варягами, неоднократно побеждал их и стал обладать всею Бярмиею до Кумени. Наконец при оной реке побежден был, всех своих воинов погубил, едва сам спасся, пошел во град Бярмы, что на острове стоял, крепко устроенный, где князи подвластные пребывали, и, там пребывая, умер. Варяги же, тотчас пришедшие, град Великий и прочие захватили и дань тяжелую возложили на славян, русь и чудь.
Люди же, терпевшие тяготу великую от варяг, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили, и град во имя старшего сына своего Выбора при море построил.
Гостомысл имел четыре сына и три дочери. Сыновья его или на войнах убиты, или в дому умерли, и не осталось ни единого его сына, а дочери выданы были соседним князьям в жены.
Гостомысл, предчувствуя конец жизни своей, созвал всех старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей, поведал им сновидение и послал избранных в варяги просить князя. И пришел после смерти Гостомысла Рюрик, сын средней дочери Гостомысла Умилы, с двумя братья и их сородичами.
Дальше содержание летописи совпадает в основных событиях с Нестором.
Таким образом, согласно летописи, Рюрик происходил от норманнского князя, правящего в Финляндии, и дочери Гостомысла.
Татищев принял содержание летописи на веру. Он приписывал летопись первому новгородскому епископу Иоакиму, умершему в 1030 г. Он не имел сведений о писании епископом летописей, но допускал такую возможность, исходя из того, что в тетрадях точно описывались обстоятельства крещения новгородцев от первого лица, и сама рукопись заканчивалась этим событием.
Однако, теория Татищева не была достаточно популярной среди других источников. Главной причиной этого был вопрос о достоверности Иоакимовской летописи. После смерти Мелхиседека в сентябре 1748 года, следы источника, откуда тетради были списаны, исчезли, и нельзя было однозначно считать, что летопись была написана в XI в. За недостаточно критическое отношение к историческим источникам Татищева осудил Карамзин, который посчитал тетради шуткой. Многие историки сочли, что содержание тетрадей — всего лишь письменное творчество XVII—XVIII вв., многие другие широко использовали ссылались на летопись в своих трудах. Споры продолжались и после смерти Татищева: Сергей Соловьёв не нашел достаточных оснований сомневаться в подлинности летописи, советский историк Валентин Янин считал, что она написана в XVII в., но основывается на заслуживающем доверие источнике XV в или ранним. Не угасают споры и до сих пор.