Анализ результата, полученного в примере расчета тарифных ставок по добровольному медицинскому страхованию
С другой стороны, страховщик контролирует объемы оказываемой застрахованному медицинской помощи, препятствуя избыточным назначениям обследований и лечения застрахованного, которое может негативно сказаться на его здоровье. При обращении застрахованного в медицинскую организацию основным его интересом является получение им обоснованного и достаточного для качественного и эффективного лечения… Читать ещё >
Анализ результата, полученного в примере расчета тарифных ставок по добровольному медицинскому страхованию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Разобранный пример с очевидностью показывает преимущества получения медицинских услуг через систему добровольного медицинского страхования:
- o Возможность цивилизованным способом защитить себя от непредвиденных расходов на случай болезни, переведя расходы на медицинскую помощь из непредвиденных в планируемые (даже в случае уплаты страховой премии за счет личных средств граждан);
- o Возможность получить своевременную высокоэффективную дорогостоящую медицинскую помощь (в пределах страховой суммы);
- o Контроль качества предоставляемой медицинской помощи квалифицированными независимыми экспертами страховой организации;
- o Нацеленность на конечный результат — на здоровье застрахованных.
Бытует мнение, будто страховая организация заинтересована в снижении объема предоставляемой застрахованному медицинской помощи с целью минимизации расходов на страховые выплаты, а также на использование неэффективных, но менее затратных методов обследования и лечения. Покажем, что это мнение является ошибочным. Действительно, в этом случае увеличивается количество обращений за медицинской помощью, что влечет за собой убытки. Страховщик заинтересован в улучшении здоровья застрахованных, для чего он проводит профилактические мероприятия, способствующие снижению заболевания и стимулирует (при перезаключении договора страхования) здоровый образ жизни, применяя понижающие к страховым тарифам коэффициенты.
С другой стороны, страховщик контролирует объемы оказываемой застрахованному медицинской помощи, препятствуя избыточным назначениям обследований и лечения застрахованного, которое может негативно сказаться на его здоровье. При обращении застрахованного в медицинскую организацию основным его интересом является получение им обоснованного и достаточного для качественного и эффективного лечения объема медицинских услуг. Именно обоснованного и достаточного, поскольку в реальных жизненных ситуациях иногда лечащие врачи впадают в две крайности — либо назначают все подряд диагностические, консультативные или лечебные манипуляции, либо ограничиваются каким-нибудь минимумом. Причем оба варианта не отвечают интересам застрахованного.
При несоблюдении необходимого баланса в первом случае происходят потери времени клиента, его финансовые потери, а в некоторых случаях излишние непродуманные процедуры могут нанести прямо или косвенно вред здоровью застрахованного.
Отдельно остановимся на финансовых потерях клиента. Каждому клиенту по договору добровольного медицинского страхования назначается страховая сумма, в рамках которой и могут быть оказаны медицинские услуги. По сути, это деньги клиента. Необоснованное назначение каких-либо медицинских манипуляций уменьшает размер страховой суммы. При определенной ситуации в последующем страховой суммы может и не хватить на действительно необходимое клиенту лечение.
При назначении недостаточного объема услуг вред, наносимый здоровью некачественным лечением, приведет к более тяжелому течению заболевания, к возможным осложнениям. Это невыгодно страховщику, так как влечет за собой его дополнительные финансовые расходы.
Обратим внимание, что если больной не воспользовался услугами добровольного медицинского страхования, а заключил договор на оказание платных услуг, он остается один на один с медицинской организацией, не имея возможности правильно оценить как процесс обследования или лечения, так и их результат. Страховщик является в данном случае квалифицированной стороной, способной оценить и результат и процесс. Он делает это посредством организации контроля качества лечения.
Таблица 4.2. Сравнительная оценка платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования (МО — медицинская организация).
Признак. | Платные медицинские услуги. | Добровольное медицинское страхование. | ||
Покупатель услуг — физическое лицо (гражданин). | Прямые договоры МО с организациями. | |||
Источник финансирования. | Частный (физические лица). | Частный (средства организации). | Частный (средства организаций, личные средства граждан). | |
Отношение к страхованию. | -; | -; | Частное страхование. | |
Форма построения взаимоотношений между субъектами. | Добровольная (на основе договоров). | |||
Субъекты правовых взаимоотношений. | Два субъекта, (пациент, МО). | Три субъекта, (организация, пациент, МО). | Четыре субъекта (страхователь, застрахованный, МО, страховщик). | |
Бремя единовременных затрат (расходов) на медицинскую помощь для пациента. | Присутствует в полном объеме. | Зависит от условий договора (как правило отсутствует, поскольку расходы оплачивает организация, где работает пациент). | Отсутствует. | |
Стоимость медицинских услуг для гражданина (пациента). | Выше, чем в добровольном медицинском страховании. | Оплачивается работодателем (бесплатна для пациента). | Ниже, чем при платных услугах, когда покупатель услуг — физическое лицо (гражданин). | |
Характер и цель деятельности. | Коммерческий для МО. | Коммерческий для МО и страховщика. | ||
Медицинская программа (перечень видов и объема медицинских услуг). | Определяется самостоятельно пациентом (исходя из финансовых возможностей) в момент обращения за медицинской помощью. | Определена условиями договора. | Определена программой добровольного медицинского страхования, решение о необходимых видах и объемах медицинских услуг (в рамках программы добровольного медицинского страхования) принимает специалист (врач). | |
Клиенты (пациенты) для МО. | Поиск пациентов самостоятельно осуществляет МО. | Определяется условиями договора (число пациентов лимитировано количеством работающих в организации). | Поиск и направление в МО пациентов осуществляет страховщик. | |
Поиск медицинской организации (врача). | Осуществляет самостоятельно. | Производит страховщик по согласованию со страхователем. | ||
гражданин. | организация. | |||
Выбор МО (врача). | Ограничен. | Расширен. | ||
Контроль качества, объема и сроков оказания медицинской помощи. | Внутриведомственный (МО и органы управления здравоохранения). | Вневедомственный (с доминирующей ролью страховщика) и внутриведомственный. | ||
Защита прав пациента. | Пациент осуществляет (организует) самостоятельно. | Берет на себя страховщик. | ||
Заинтересованность в сохранении здоровья пациента. | Отсутствует (чем больше болеет, тем выше доход МО). | Присутствует в виде оптимального объема медицинской помощи. |