Учебно-тематический план и план-конспект уроков раздела «Кулинария», 5 класс
Чай Чай-это листья вечнозеленого многолетнего чайного куста. Родина чая — Китай. Первое упоминание о чайном растении относится к 2737 г. до н. э. Секрет выращивания и переработки чайного листа охранялся китайцами до середины XIX в., и Китай был единственным поставщиком чая. В Европе чай появился только в 1610 г. В Россию чай привез русский посол в Монголии Старков в 1638 г., но в обиход вошел… Читать ещё >
Учебно-тематический план и план-конспект уроков раздела «Кулинария», 5 класс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
№п/п. | Тема занятия. | Теоретические сведения. | Практическая работа. | Объект труда. | Материалы и оборудование. |
2 (ч). | Физиология питания. | Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Условия, способность лучшему пищеварению. Витамины, их состав и хим. Порода. Современные данные о роли витаминов. Классификация витаминов. Содержание витаминов в пищ-х продуктах. Методы хранения витаминов в пище при хранении. | Составление таблицы: «Классификация витаминов» . | Таблица. | Учебник, тетрадь, ручка. |
4 (ч). | Блюда из сырых и вареных овощей. | Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Соблюдение санитарных правил при кулинарной обработки продуктов для сохранения их качества. Безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием и т. д. | Безопасные приемы работы с кулинарном оборудованием, инструментами, горячими жидкостями приготовления блюд из сырых и вареных овощей. | Салат, нарезка овощей для салата и супа. | Учебник, кухонное оборудование, инструменты. |
1 (ч). | Товароведение овощей. | Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей. Классификация овощей: клубнеплодные, корнеплодные, капустные, листовые, пряные, луковые, тыквенные, томатные, бобовые, грибы. Содержание в овощах мин. Вещ-ва, белков, жиров, углеводов, витаминов. Качество воды, экономия воды. | Определение кол-ва нитратов в овощах с помощью измерительных приборов. При помощи бум-х индикаторов в домашних условиях. | Учебник. Овощи специальный измерительный прибор. | |
1 (ч). | Первичная обработка овощей. | Санитарные условия первичной обработки овощей. Назначение и правила первич. Обработки овощей. Способы размораживания быстро замороженных овощных полуфабрикатов. Принцип потемнения картофеля и способы плодового наблюдения. | Нарезка овощей разными способами. | Нарезка овощей. | Учебник, овощи, кухонное оборудование, посуда, ножи, доски. |
1 (ч). | Приготовление блюд из вареных овощей. | Виды салатов, технология приготовления салатов из свежих овощей. Заправка овощных салатов. Оформление салатов продуктами имеющих яркую окраску. | Приготовление салатов из свежих овощей. | винегрет. | Учебник, овощи, масло, соль, кухонное оборудование. |
1 (ч). | Приготовление блюд из яиц. | Знач. Яйца в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Особенности кулинарного использования яиц. Способность определения готовности яиц. | Приготовление 2-х блюд из яиц, всмятку, в мешочек. Яичница глазунья. | Презентация. | Яйца, масло, кух. приборы, учебник. |
1 (ч). | Бутерброды и горячие напитки. | Бутерброды. Знач. Хлеба в питании человека. Способы обработки продуктов для бутербродов. Способы нарезки, толщина хлеба. Виды бутербродов. Виды бутербродов. Особенности техники приготовления разных видов бутербродов. | Нарезать хлеб для бутербродов. Приготовить сложный закрытый бутерброд. | Сложный, закрытый бутерброд. | Учебник, хлеб, масло, сыр, колбаса, рыба. Презентация. |
1 (ч). | Сервировка стола к завтраку. Правила этикета. | Составление меню. Расчёт количества продуктов. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом, культура поведения в семье. | Сервировка стола к завтраку. | проект. | презентация. |
Урок 1.
Тема урока. «Блюда из яиц» .
Цель урока.
Образовательная:
Обеспечить восприятие и осмысление представлений о яйце и яичных продуктах. Сформировать навыки по определению доброкачественности яиц и научить технологии приготовления, оформлению и подачи блюд из яиц.
Развивающая:
Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.
Расширять кругозор, развивать эстетический вкус, внимание, память, творческие способности.
Воспитательная:
Воспитывать аккуратность, опрятность в работе, навыки культурного поведения, взаимодействие в коллективе.
Профориентационная: ознакомить учащихся с профессией повара.
Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, презентация, мультимедиа проектор.
Ход урока.
- 1. Организационный момент
- — Приветствие;
- — Выявление отсутствующих;
- — Объявление новой темы, целей и задач урока.
- — Повторение пройденного материала;
- 2. Сообщение темы урока.
Определение цели и постановка задач на урок.
Прочитайте на слайде тему урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься? Определите задачи, которые будем решать на уроке.
3. Повторение пройденного материала.
Чтобы справиться с поставленными задачами необходимо вспомнить, что знаем и что умеем.
- · Назвать виды и полезность питательных веществ.
- · Режим питания и виды блюд для каждого приёма пищи.
- · Виды обработки продуктов при приготовлении пищи.
- · Изложение нового материала.
Назовите, — какие питательные вещества содержатся в яйце (учащиеся называют).
Современная наука определила, что в состав яиц входят жизненно необходимые человеку вещества: белки, жиры, минеральные соли, витамины: А, D, Е и В.
Основная часть полезных веществ сосредоточена в желтке.
Правда, нельзя забывать и о том, что в яйце содержится много холестерина (именно поэтому яйца ограничены в употреблении при заболеваниях почек и печени). Исследование показало, что люди со здоровой диетой могут съедать по яйцу в день, и уровень холестерина в крови не поднимется.
Согласно статистике, человек ежегодно употребляет в пищу около 200 куриных яиц.
- —Откуда берутся яйца? Какие виды яиц вы знаете? Учащиеся высказывают своё мнение.
- —На яйцах, купленных в магазине, стоит штамп. Какую информацию он содержит? Учащиеся высказывают своё мнение.
Маркированные яйца с указанной датой называются диетическими.
По истечении 7 суток они становятся столовыми.
- — Крупные яйца массой 45 г. и более маркируют красной краской — это продукт 1-й категории.
- — Яйца массой 40 г. и меньше — синей краской — это продукт 2-й категории.
К яичным продуктам относятся меланж (замороженная смесь белка с желтком) и яичный порошок (высушенный меланж). Эти продукты особенно удобны для использования в пищевой промышленности и на предприятиях общественного питания.
Срок хранения яиц в холодильнике — 30 суток, при комнатной температуре — 12 суток.
Сообщение ученицы по способам хранения яиц.
- 1. Яйца сохраняются лучше, если лежат тупым концом вверх.
- 2. При отсутствии холодильника яйца можно сохранить свежими, если смазать скорлупу тонким слоем сала или растительного масла, завернуть каждое яйцо в бумагу, уложить в корзинку и повесить ее в темном проветриваемом месте.
Чтобы правильно готовить блюда из яиц познакомимся со строением яйца.
Яйцо покрыто скорлупой, под которой находятся две подскорлупные оболочки. Между ними образуется воздушная камера — пуга. В процессе хранения яиц пуга увеличивается. Под оболочками находится белок. В середине его на двух канатиках «подвешен» желток. Белок составляет около 60% содержимого яйца, а желток — около 40%.
4. Лабораторная работа.
Очень важно, чтобы яйца были свежими.
Как определить свежесть яйца? (ребята высказывают своё мнение) Вывод. Для определения их доброкачественности можно использовать несколько способов.
- 1. Просвечивание (с помощью овоскопа).
- 2. Погружение в воду.
- 3. Органолептический.
Проведём опыт и определим качество яиц в подсолённой воде.
Ход работы.
- 1. В стакане с водой разведём столовую ложку соли.
- 2. Опустим в стакан яйцо и определим его качество в соответствии с рисунком 116 стр. 202 учебника.
- 3. Оформите результаты опыта в тетради
Качество яйца. | Положение яйца. |
Яйцо свежее. | Опустилось на дно стакана. |
Недостаточно свежее. | Плавает чуть выше дна. |
Недоброкачественное. | Находится на поверхности жидкости. |
Яйца могут быть источником инфекционного заболевания, в процессе приготовления пищи из них необходимо соблюдать правила.
Сообщение ученицы по правилам приготовления блюд из яиц.
- 3. Использовать только свежие, хорошо вымытые яйца (это снизит возможность попадания вредных микробов со скорлупы в пищу)
- 4. Соблюдать режим тепловой обработки яиц.
- 5. Подготовка к практической работе.
Какие вкусные блюда можно приготовить из яиц?
Предлагаю провести конкурс знатоков: кто больше знает блюд из яиц?
Вывод:
Из яиц готовят яичницы, омлеты. Яйца можно фаршировать. Кроме того, яйца широко используются при приготовлении котлет, запеканок, блинчиков, а также кондитерских изделий.
В кухне народов мира можно найти около 3 тысяч рецептов блюд из яиц.
В русской национальной кухне, например, яйца готовили, как отдельное блюдо.
Как пищевое сырье, для смеси с другими продуктами яйца не воспринимались. Даже в тесто их стали употреблять лишь в XIX веке по примеру французов.
Вводный инструктаж Как же правильно варить яйца?
Рассмотрим способы варки яиц.
Способ приготовления. | Время приготовления, мин. | Готовность. |
Всмятку. | Белок свернулся наполовину, желток не свернулся. | |
" В мешочек" . | 4 — 5. | Белок свернулся, желток не свернулся. |
Вкрутую. | 7 — 10. | Желток и белок свернулся. |
Мы переходим к практической работе, но сначала послушаем несколько правил по варке яиц.
Никогда не варите яйца сразу из холодильника, потому что очень холодные яйца, которые кладут в горячую воду, скорее всего, лопнут.
Никогда не варите яйца слишком долго (желтки потемнеют, белок будет похож на резину).
Обработка яиц.
Всегда используйте маленькую кастрюлю — когда слишком много места, яйца могут стукнуться друг о друга и потрескаться.
Помните, что у яиц есть подушечка на тупом конце, где собирается воздух.
Во время варки там может собраться давление и скорлупа потрескается. Чтобы этого избежать, проколите яйцо с тупого конца иголкой, чтобы выходил пар.
Яйцо в кастрюле должно быть покрыто водой.
Если скорлупа яйца слегка треснута, яйца надо варить в солёной воде, чтобы белок не вытек.
Сваренные яйца опускают в холодную воду, чтобы они легче Правила техники безопасности.
- 1. при пользовании электронагревательными приборами.
- — Проверить исправность шнура.
- — Выключает и включает электроприборы, браться за корпус вилки.
- — Работать с электроприборами только сухими руками.
- 2. При работе с ножом:
- — Передавать нож другому ручкой от себя;
- — Не держать нож лезвием вверх.
- 6. Практическая работа. Приготовление блюда из яиц.
Работа выполняется группами по 4 человека.
- 1). Составить технологическую карту (варка яиц вкрутую, всмятку)
- 2).Разобрать приготовление некоторых блюд и требования к качеству готовых блюд
Учащиеся выполняют практическую работу.
3) Существуют некоторые тонкости яичного этикета.
Послушаем, как культурно съесть яйцо.
- 1. Многие прочитали книгу Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» и помнят, почему началась война между лилипутами. Так вот, для тех, кто этого не знает: война началась из-за разного подхода к разбиванию яйца. Одни говорили — надо бить яйцо с тупого конца, другие — с острого. Разногласия были настолько остры, что привели к войне.
- 2. Если вам подали яйца вкрутую, ни в коем случае не разбивайте их о краешек стола или тарелки. Согласно правилам этикета, надо взять яйцо в левую руку и ложкой сделать пару-тройку резких ударов по скорлупе. Затем очищаете ее и убираете на край тарелки.
- 3. Когда яйцо «освобождено», держите его для устойчивости левой рукой и разрезаете вдоль на две половинки — это можно делать ножом или вилкой.
- — критерии оценки:
" 5″ - ставиться, если работа выполнена правильно в заданное время, самостоятельно, с соблюдением техники безопасности;
" 4″ - работа выполнена правильно в заданное время, аккуратно и экономно, но с нарушениями при выполнении некоторых операций;
" 3″ - работа выполнена в заданное время, есть нарушения в последовательности выполнения, изделие оформлено небрежно;
" 2″ - ученик самостоятельно не справился с работой, работа неаккуратная, есть нарушение в технологической последовательности.
- 7. Подведение итогов практической работы.
- 6. Оценка сервировки стола.
- 7. Определение качества приготовленного блюда согласно требованиям (самоконтроль и взаимоконтроль).
- 8. Анализ допущенных отклонений при приготовлении и оформлении блюда.
Уборка стола, рабочего места и мытье посуды (согласно графику).
- 8. Заключительный инструктаж.
- — подведение итогов;
- — выставление итогов;
- 9. Домашнее задание: повторить изученный материал
Приготовить омлет или яичницу дома.
Интересная информация:
Всемирный день яйца — неофициальный праздник всех любителей кулинарных блюд, одним из основных ингредиентов которых является яйцо (омлеты, запеканки, глазуньи, сырники и т. д.).
Отмечается во вторую пятницу октября.
Уборка рабочих мест.
Урок 2.
Тема: Бутерброды. Горячие напитки.
План конспект урока.
Тема урока: Бутерброды. Горячие напитки Класс: 5.
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся с классификацией бутербродов, горячими напитками, историей этих блюд.
Развивающая: развивать творческое мышление, эстетический вкус.
Воспитательная: воспитывать умение трудиться в коллективе, культуру общения.
Профориентационная: ознакомить учащихся с профессией повара.
Тип урока: комбинированный Дидактическое оборудование: учебник, тетрадь, мультимедиа-проектор.
Ход урока.
- 1. Организационный момент
- — Приветствие учащихся;
- — Выявление отсутствующих;
- — Повторение пройденного материала;
- — Сообщение темы и целей урока.
- 2. Проверка пройденного материала
Вопросы для повторения:
Какие виды яиц вы знаете?
Откуда берутся яйца?
Срок хранения яиц в холодильнике?
Как можно проверить яйцо на качество?
3. Изложение нового материала Хлеб занимает основное место в питании человека.
Замечательным свойством хлеба является то, что он никогда не приедается, хорошо усваивается и очень сытный.
Хлеб — один из полезных продуктов, он содержит большинство незаменимых питательных веществ, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность.
Хлеб употребляют в пищу, даже когда он зачерствеет.
Из черствого хлеба можно приготовить различные бутерброды, гренки и другие вкусные блюда.
Не следует забывать, что из остатков хлеба можно приготовить вкусные сухарики, не печенные кондитерские изделия, панировочные сухари.
Не напрасно народ С давних пор и поныне.
Хлеб насущный зовет Самой первой святыней, Золотые слова Забывать мы не вправе:
Хлеб — всему голова В поле, в доме, в державе.
4. Актуализация новых знаний.
Сообщение 4 «История бутерброда» .
По способу приготовления различают бутерброды: холодные и горячие; сладкие и соленые; открытые и закрытые; закусочные.
Канапе Сандвич.
Тартинка.
Хот-дог Ингредиенты:
белый (пшеничный) или чёрный (ржаной) хлеб;
молочные продукты — сыр, масло;
мясные продукты — колбаса, жареные сосиски;
овощи — помидоры, огурец, лук;
приправы — майонез, кетчуп;
а также другие компоненты и любые их сочетания.
Технология приготовления бутербродов:(12 слайд) Все продукты проходят первичную, а некоторые и тепловую обработку.
Хлеб нарезают тонкими ломтиками (толщиной 1−1.5 см).
Хлеб полностью накрывают продуктами.
Требования к качеству готовых бутербродов:(слайд 13).
Бутерброды должны быть приготовлены непосредственно перед употреблением.
Продукты, входящие в состав бутерброда, должны быть свежими.
Ломтики хлеба не должны быть слишком толстыми или тонкими.
Хлеб должен быть полностью покрыт продуктами.
Бутерброды должны иметь вкус, цвет и запах, свойственные используемым продуктами.
Срок хранения бутербродов в холодильнике при температуре 4−8 С — 3 часа.
Эстетическое оформление бутербродов:
Все продукты равномерно разместить на хлеб. Хлеб не перегружать продуктами.
Продукты не должны свисать с хлеба. Бутерброды будут выглядеть аппетитнее, если их красиво украсить. Бутерброды подают на стол на общих подносах или на сервировочных блюдах, располагают в один слой. Маленькие канапе протыкают палочками-шпажками, с помощью которых берут бутерброд. Бутерброды побольше можно брать с общего блюда руками или лопаточкой. Горячие и большие по размеру бутерброды едят с помощью вилки и ножа.
К бутербродам подают горячие напитки.
В России напитками первоначально называли только заморские питательные жидкости-кофе, какао, шоколад, чай, которые стали входить в употребление с конца XVIII — начала XIX в. В то время не говорили, что кофе и какао пьют — их всегда «кушали», «откушивали» .
В отличие русского термина «напиток» от, например, немецкого или французского, которые явно происходят от глагола «пить», и поэтому их переводят как «питье», «пивное», т. е. то, что можно пить.
Современный словарь объясняет значение слова «напиток» как продукт, приготовленный для питья.
К горячим напиткам относятся чай, какао, кофе.
Чай Чай-это листья вечнозеленого многолетнего чайного куста. Родина чая — Китай. Первое упоминание о чайном растении относится к 2737 г. до н. э. Секрет выращивания и переработки чайного листа охранялся китайцами до середины XIX в., и Китай был единственным поставщиком чая. В Европе чай появился только в 1610 г. В Россию чай привез русский посол в Монголии Старков в 1638 г., но в обиход вошел только XVIII в. В 60-е гг. XIX в на мировом рынке появился чай из Индии, позже из Японии и Цейлона (Шри Ланки). В России первый чайный куст был посажен в 1817 г. в Крыму.
Чай китайский — кустарник (до 3 м), цейлонский — дерево (10−15 м).
Кофе — это плоды кофейного дерева. Родина кофе — Северная Африка — Эфиопия. В Европе кофе известен с 1591 г. Как лечебное средство. В России кофе известен с 1665 г. Распространял его Петр I, но россияне кофе приняли только с 1814 г. (после войны с Наполеоном). До конца XVII в. Кофе выращивали только в Кафе (Эфиопия) и Йемене. Только с 1772 г. Кофе попадает в Южную Америку (Бразилию, Колумбию). В 1934 г. Был изобретен растворимый кофе.
Какао — это плоды вечнозеленого шоколадного дерева. Родина какао — Мексика и страны Южной Америки. В Европу его привез испанский мореплаватель Кортес в 1528 г. Только в 1876 г. Бобы какао завезены в Африку и через 6 лет там получен первый урожай.
В 1756 г. В Швейцарии была открыта первая фабрика по производству твердого шоколада. До этого времени шоколад употребляли в жидком виде. В 1828 г. В Германии изобрели шоколадный порошок без жира — какао.
Пищевая ценность напитков Чай содержит более 100 различных ценных для организма веществ. Это витаминизированный напиток, благоприятно действует на нервную систему, повышает работоспособность, улучшает пищеварение, устраняет вялость, сонливость и апатию.
Кофе в умеренном количестве повышает умственную активность, улучшает общий обмен веществ, потому что он содержит кофеин. Стимулирует физическую и психическую активность.
Какао дает организму энергию, снимает усталость.
Технология приготовления чая:
Чайник для заварки обдать кипятком;
Засыпать в него определенное количество чая (1 чайная ложка чая на 1 чашку напитка);
Залить чай кипятком (сначала на1/3 чайника);
Долить чайник кипятком Требования к качеству горячих напитков:
Напитки приготовляют непосредственно перед употреблением.
Нельзя использовать чайную заварку через 3−4 часа или на следующие сутки после приготовления.
Цвет напитка должен быть, если это чай, красно-коричневым или зеленоватым, если кофе — темно — коричневым.
Готовые напитки должны иметь свойственные им вкус и аромат.
Техника безопасности:
Правильно пользоваться ножом, чтобы не порезать руки и не травмировать друг друга;
Работая у электропечи пользоваться прихватками;
Подготовить место для горячего противня;
Снимать бутерброды лопаточкой.
Практическая работа. «Кулинарный поединок» .
Конкурс состоит из трех этапов:
Составлялки;
Выбиралки;
Отгадайки Составлялки Составить слова.
Бу, сан, р, ро, ды, ка, пе, д, вич, ко, ход, фе, дог, ка, те, као, ч, б, а, на, й.
Выбиралки Из имеющегося списка продуктов необходимо выделить те, которые используются для приготовления блюда «Гренки с сосисками» .
Мясо, сахар, майонез, сыр, хлеб, масло сливочное, колбаса, сосиски, кетчуп, горчица, помидоры.
Отгадайки Из горячего колодца Через нос водица льется (чайник) Он пыхтит как паровоз, Важно кверху держит нос.
Прошумит, остепенится ;
Пригласит чайку напиться (самовар) Если я пуста бываю, Про тебя я забываю, Но когда несу еду ;
Мимо рта я не пройду (ложка) В поле родился, на заводе варился, На столе растворился (сахар) Блюдо, представляющее из себя ломтик хлеба, на который положено дополнительное яство (бутерброд) Содержит более 100 различных ценных для организма веществ. Это витаминизированный напиток, благоприятно действует на нервную систему, повышает работоспособность, улучшает пищеварение, устраняет вялость, сонливость и апатию (чай) В умеренном количестве повышает умственную активность, улучшает общий обмен веществ, потому что он содержит кофеин. Стимулирует физическую и психическую активность (кофе) Дает организму энергию, снимает усталость (какао) Ответы:
Чайник, самовар, ложка, сахар, бутерброд, чай, кофе, какао.
6. Итоги урока Ну, а напоследок я полезный дать хочу совет:
Если хворь с кем приключится, чаем можете лечиться Чай всех снадобий полезней, чай в жару нас освежает, И в морозы согревает, и сонливость переборет, И усталостью поспорит, сокрушит любой недуг, Чай здоровью лучший друг!