Франция в мировой экономике
Главным достижением французского председательства в «Группе восьми» Евросоюз считает инициирование Францией программы «Довильское партнерств» — программы, запущенной на саммите «Группы восьми» во французском г. Довиль 26−27 мая 2011 года. На саммите обсуждались ключевые проблемы международной безопасности, совместная борьба с терроризмом, вопросы ядерной безопасности, ситуация на Ближнем Востоке… Читать ещё >
Франция в мировой экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Франция, официальное название Французская республика (фр. Rйpublique franзaise) — государство в Западной Европе. Девиз Республики — «Свобода, Равенство, Братство», её принцип — правление народа, народом и для народа. Столица — город Париж.
Название страны происходит от этнонима германского племени франков, несмотря на то, что большинство населения Франции имеет смешанное галло-романское происхождение и говорит на языке романской группы. Франция является ядерной державой и одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. С 1950;х годов Франция является одним из государств, участвующих в создании Европейского союза. Население — 64,7 миллиона человек (январь 2010), в том числе около 90 процентов — граждане Франции.
Верующие — преимущественно католики (свыше 76 процентов). Законодательный орган — двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание).
Административно-территориальное деление: 27 регионов (22метрополии и 5 заморских регионов), включающих 101 департамент (96 в метрополии и 5 заморских департаментов).
В 80-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х гг., французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.
Данная тема достаточно актуальна потому, что Франция как страна является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного влияния, что является довольно характерным для развитых стран. Также в экономике Франции есть масса особенностей, исследование которых могло бы помочь и нашей стране.
Основная часть
Франция относится к «большой семёрке» высокоразвитых стран также к этой группе относятся страны: США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания, Италия. «Семерка» — лидеры мировой экономики, добившиеся высочайшей производительности труда и стоящие в авангарде научно-технического прогресса. На долю этих стран приходится более 80% промышленного производства всех высокоразвитых стран, около всего мирового промышленного производства. Они поставляют на мировой рынок 50% всех экспортируемых в миретоваров.
В группу высокоразвитых стран стремятся попасть новые члены: например. Объединенные Арабские Эмираты, Израиль, Южная Корея, Кувейт.
Во вторую группу входят страны со средним уровнем социально-экономического развития. Величина ВВП (ВНП) на душу населения колеблется от 8,5 тыс. до 750 долл. Это, например, Греция, ЮАР, Венесуэла, Бразилия, Чили, Оман, Ливия. Примыкает большая группа бывших социалистических стран: например, Чехия, Словакия, Польша, Россия. К этой группе относится и Россия.
Важной составляющей международных экономических отношений являются международные торговые отношения между субъектами мирового хозяйства в области обмена товарами и услугами.
За последнее десятилетие Франции удалось успешно адаптировать свою внешнюю торговлю к новым условиям, прежде всего на европейском рынке. Экономика Франции стала не менее открытой, чем у ее торговых партнеров, сохранив при этом свою долю на рынке. В результате сейчас Франция занимает 4-е место в мире по экспорту товаров, уступая лишь США, Германии и Японии, и 3-е — по экспорту услуг, пропуская вперед только США и Великобританию.
В 2002 г. доля внешней торговли Франции в ВВП составила 39,7%, а экспортная квота — 20%. Основные статьи импорта — машины и оборудование, автомобили, энергоносители, авиатехника, продукция электронной промышленности, основные химические продукты, продукты питания, ткани, одежда. Многие из этих статей являются также и статьями экспорта, особенно сельскохозяйственные и пищевые продукты, автомобили и другие средства наземного транспорта, машины и оборудование, авиатехника, химические продукты, фармацевтические препараты и парфюмерно-косметическая продукция. К важным статьям экспорта относятся также оборудование для космонавтики и оружие. При этом Франция, не располагающая значительными запасами углеводородного сырья, является чистым импортером энергии. Для сокращения энергетической зависимости Франция проводила политику, направленную с одной стороны на контроль над потреблением энергии, с другой — на развитие ядерной энергетики. Благодаря такой двоякой политике доля импорта энергоносителей в общем объеме импорта Франции упала с 28% в 1980 г. до 7% в начале 2000;х гг. В структуре как экспорта, так и импорта услуг ведущая роль отведена туризму и транспортным услугам.
Около 78% внешней торговли Франции приходится на страны ОЭСР, при этом в большей мере она ориентирована на Европейский союз: на его долю приходится 61,3% французского экспорта и 58,6% импорта. Основными импортерами французской продукции являются ближайшие соседи Франции: Германия (14,7%), Великобритания (9,8%), Испания (9,6%) и Италия (8,8%). Значительная доля французского экспорта приходится также и на США (8,7%). Наибольший удельный вес во французском импорте принадлежит Германии (16,7%), Италии (9,1%), США (8,9%), Великобритании (7,5%) и Бельгии-Люксембургу (7%). При этом Германия уже на протяжении многих лет является ведущим французским торговым партнером.
Важно отметить, что экспорт французских товаров преимущественно в европейские страны способствовал повышению их качества до уровня первоклассной продукции, усилению позиций в таких отраслях, как авиационная промышленность, автомобилестроение, производство напитков, фармацевтическая промышленность, и т. д.
В целом, Франция удержала свои доли на рынке стран ОЭСР и сохранила уровень своей конкурентоспособности в странах, являющихся основными торговыми партнерами Она сохранила лидирующее положение по величине активного сальдо баланса текущих операций среди стран ЕС. Таким образом, на фоне негативных тенденций в мировой экономике Франция удержала свои позиции на мировом рынке и имеет все шансы их улучшить при дальнейшем увеличении внимания к новейшим технологиям и рынкам, обладающим большим потенциалом роста.
Во Франции насчитывается свыше 4 млн. иммигрантов, т. е. около 7% населения страны. Большая часть из них (39%) — выходцы из Южной Европы, 10% — из Западной Европы, 27% — из Северной Африки, 12% — из «черной» Африки. Иммигранты из стран Восточной и Центральной Европы и стран СНГ составляют всего 7%. Законодательные акты довольно жестко регламентируют пребывание иммигрантов во Франции. Однако до 10 тыс. человек в год все же принимают на работу по просьбе фирм, организаций, предприятий, а также муниципалитетов. Подпольные иммигранты составляют львиную долю рабочей силы «теневой» экономики, годовой оборот которой оценивается во Франции приблизительно в 250 млрд. франков в год, что сопоставимо с оборотом такой отрасли, как сельское хозяйство.
Одним из важнейших критериев успешности включения в процесс глобализации становится масштаб притока иностранного капитала в страну. Причем, эффективность участия в мировом хозяйстве непременно предполагает усиление международной специализации национальной экономики: создание и развитие собственных производственных ниш, формирование маркетинговых подразделений на основных рынках сбыта. Этот процесс предполагает активное подключение экспорта капитала и в данном отношении Франция занимает одну из лидирующих позиций в мире. Во-первых, в 2001 г. Франция вышла на 2-е место после США по экспорту прямых инвестиций. Во-вторых, в этом же году она стала 3-й в мире после США и Великобритании по величине привлеченных прямых иностранных инвестиций, сместив с этой позиции Китай.
Рассматривая положение Франции в сфере международного движения капитала, необходимо отметить, что для нее характерным является превышение экспорта капитала над его импортом. В большей степени это обеспечивается превышением французских прямых инвестиций за границу над прямыми иностранными инвестициями во Францию. Портфельные же инвестиции, напротив, в последние годы привлекаются в страну в больших объемах, чем направляются за рубеж.
В настоящее время большая часть экспорта французских прямых инвестиций осуществляется через каналы французских транснациональных корпораций. Впрочем, эта тенденция характерна не только для Франции, но и для многих стран мира. На Францию приходится 10 из 100 крупнейших ТНК, по этому показателю она уступает лишь США, Японии и Великобритании, которым в этом списке принадлежат 25, 16 и 12 ТНК, соответственно.
К числу крупнейших французских ТНК можно отнести, прежде всего, одного из лидеров глобального медиарынка компанию «Вивенди юниверсал». Сегодня семь членов совета директоров «Вивенди» — американцы. Остальные — французы, представляющие крупные французские компании: продавца одежды, дорогих напитков и украшений «Эл Ви Эйч Эм», производителя оборудования связи «Алкатель», банк «Би Эн Пи Парибас» и группу по производству цемента «Сант-Гобаин». Важно отметить, что все эти компании, активно развивая бизнес за рубежом, также превратились из французских в транснациональные.
В 1990;1999 гг. объем накопленных инвестиций французских компаний заграницей достиг 298 млрд. долларов, а доля французского бизнеса на мировом рынке выросла до 7,8%. Первоначально стремление французов работать за рубежом поощрялось. В частности, именно Жак Ширак одобрил слияние и сделки «Вивенди» с американскими компаниями. Однако он же в 2002 г. фактически обвинил главу «Вивенди» Жан-Мари Мессье в насильственном насаждении американской культуры посредством телевещания. И сегодня уже многие, даже умеренные политики называют предпринимателей типа Мессье предателями, для которых «интересы иностранных инвесторов выше интересов Франции».
Тем не менее, с экономической точки зрения деятельность французских ТНК приносит стране положительные результаты. Трансграничные слияния и поглощения уменьшали уязвимость французских приобретающих компаний и способствовали более рентабельному ведению операций. При этом, как правило, происходило некоторое преобразование организационной структуры компаний. В частности, особенностью Франции является появившаяся в 90-х гг. тенденция к организации промежуточных компаний. В них работает небольшое число высококвалифицированных специалистов-менеджеров, которые организуют работу иностранных подрядных предприятий. Последним ТНК передает все функции по созданию товара, кроме управления, т. е. головная компания в данном случае выступает в качестве исследовательской, дизайнерской и маркетинговой компании, вкладывающей капитал в рекламу, а не в производство. Подобная форма организации и управления позволяет ТНК Франции производить конкурентоспособную продукцию без затраты средств на создание заводов. Промежуточные компании получили распространение, прежде всего, в отраслях, занятых производством потребительских товаров, в меньшей степени — бытовой и компьютерной техники. Причем их создание дает французским ТНК явное преимущество перед традиционными вертикально-интегрированными монополиями других стран, что имеет важное значение на фоне увеличивающейся в ЕС конкуренции между различными ТНК.
Кроме того, именно ТНК имеют ярко выраженные конкурентные преимущества в сфере услуг и наукоемких отраслях промышленности по сравнению с национальными компаниями. Следовательно, деятельность французских ТНК способна повысить уровень развития в стране отраслей «новой экономики», что, как было указано в предыдущем пункте, сделает инвестиционный климат во Франции еще более привлекательным.
Франция — ОЭСР. Франция — одна из стран — основателей Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Страна принимает активное участие во всех направлениях деятельности Организации. Ее взнос составляет 6,4% от общих взносов в уставную деятельность ОЭСР (5-е место). Признавая авторитет ОЭСР в области экономического анализа и статистики, французские представители пытаются сгладить достаточно негативные оценки специалистов Организации в отношении экономической политики Франции.
Комитет ОЭСР по содействию развитию активно используется французами для продвижения своих интересов в качестве основной европейской страны-донора. Основные принципы французской позиции в организации: приоритет для Африки, общественное благо и регулирование процессов глобализации, устойчивое развитие и демократическое управление, культурное многообразие и франкофония.
Франция — Евросоюз. Франция — полноправный член ЕС с момента его основания. Один из важнейших вопросов взаимодействия Франции с Евросоюзом — это проведение единой сельскохозяйственной политики в рамках ЕС. Также Франция играет заметную роль и в выработке и реализации единой европейской энергетической политики.
В 2011 г. Франция председательствовала в «Группе восьми» и в «Группе двадцати».
Франция — «Группа восьми». Итоги французского председательства в «Группе восьми» в2011 г. Евросоюз оценил положительно. Еврокомиссия отметила, что Франции в целом удалось оперативно отреагировать на изменения в международной обстановке и сконцентрироваться на наиболее «горячих» вопросах, в первую очередь на «Арабской весне» и ядерной безопасности.
Главным достижением французского председательства в «Группе восьми» Евросоюз считает инициирование Францией программы «Довильское партнерств» — программы, запущенной на саммите «Группы восьми» во французском г. Довиль 26−27 мая 2011 года. На саммите обсуждались ключевые проблемы международной безопасности, совместная борьба с терроризмом, вопросы ядерной безопасности, ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке (БВСА), последствия землетрясения в Японии, а также развитие интернета и его влияние на общество и экономику. Итоги встречи на высшем уровне «Группы восьми» закреплены в Довильской декларации, декларации о ситуации в арабских странах и Совместной декларации со странами Африки. Главы государств и правительств «восьмерки» и стран Африки впервые приняли Совместную декларацию по итогам саммита.
Франция является членом (или наблюдателем) следующих международных организаций: Nuclear Energy Agency — обеспечение безопасности ядерных объектов; Asian Development Bank — содействие региональному экономическому сотрудничеству; Arctic Council — решение общих проблем и задач, стоящих перед правительствами стран и народами Арктики, защита окружающей среды Арктики; African Development Bank — содействие экономическому развитию и социальному прогрессу региональных членов; Bank for International Settlements — содействие развитию сотрудничества между центральными банками по международным финансовым расчетам; World Health Organization — вопросы здравоохранения; World Trade Organization — Всемирная торговая организация; World Tourism Organization — Всемирная Туристская Организация и т. д.
Список использованных источников
- 1. Абрамов Е. Л. Краткая характеристика экономики Франции. Вопросы экономики. Учеб. пос./ АСВ. М., СПб, 2009 — 254с.
- 2. Бабин, Э.П. внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие / Э. П. Бабин, Т. М. Исаченко. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.
- 3. Булатов А. Международное движение капитала. [Электронный ресурс ]. — URL: http://mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=88.html 4. Гурова, И. П. Мировая экономика: учебник. / И. П. Гурова. — М.: Омега-Л, 2007
- 5. Ломакин, В. К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/В.К. Ломакин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
- 6. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / В. Е. Рыбалкин, Ю. А. Щербанин, Л. В. Балдин и др.; Под ред. Проф. В. Е, Рыбалкина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
- 7. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. / Е. Ф. Жуков, Т. И, Капаева и др. под редакцией проф. Е. Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2009.
- 8. Фомичев, В. И. Международная торговля: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008.