Ландшафты пустынь.
Почвоведение
Песчаные пустыни — самые благоприятные для жизни пространства. Пески поглощают водяные пары из воздуха, конденсируют их при перепаде температур. Чем выше бархан, тем больше воды он накапливает. Поэтому подавляющее большинство колодцев вырыто у подножия барханов. Наиболее богатые пастбища в пустынях расположены на закрепленных песках. Здесь же и большее сосредоточение пустынной фауны. На песках… Читать ещё >
Ландшафты пустынь. Почвоведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Природа пустынь, несмотря на многие общие черты, многообразна и привлекательна. Пустыня вдохновляет поэтов. Вспомним А. С. Пушкина и его стихотворение «Анчар» (1828):
В пустыне чахлой и скупой На почве, зноем раскаленной, Анчар как грозный часовой Стоит один во всей Вселенной.
Это стихотворение примечательно и тем, что именно от него вошло слово «почва» в русский литературный и научный язык.
Длительные периоды сухости в пустынях способствуют резкому сокращению периода биологического пресса на разнообразные литогенные типы кор выветривания. В пустынях, несмотря на разнообразие геологических условий, и коры выветривания, и почвы в конечном итоге формируются в однотипные, мощные по объему зональные ферраллитные образования. В пустынях беспредельно господствует физическое выветривание, биохимически, химически и биологически не затрагивающее природу первичной литогенности выходящих на поверхность горных пород, а, наоборот, способствующее консервации, сохранению древних поверхностей, природных и антропогенных образований.
В пустынях прекрасно сохраняются реликты — как прошлых природных условий, так и свидетельства жизни человека от очень далекого прошлого до исторически обозримых эпох. Красные пустыни Австралии — свидетельство древнего влажного ферраллитного почвообразования субтропического и тропического влажного климата.
Пустыни — единственные природные зоны, где интразональные и азональные ландшафты преобладают над типично зональным ландшафтообразованием, отражающим сущность биоклиматического круговорота веществ и энергии. Одним из парадоксов пустынь можно назвать многообразие форм поверхности, весьма отдаленных от типично зонального формирования природы (табл. 3.35). И эти формы в пер;
Таблица 3.35
Зональные и азональные пустыни.
Зональная пустыня. | Почвы зональных пустынь. | Площадь зональных пустынь, %. | Азональные образования пустынь. |
Суббореальные пустынные степи. | Серо-бурые пустынные. | 30—50. | Пески бугристые, пески барханные, каменистые пустыни (гаммады), такыры, солевые коры, солончаки (шоры), пустынный загар |
Субтропические пустыни. | Сероземы и серокоричневые пустынные. | 30—40. | |
Тропические пустыни. | Красновато-бурые пустынные. | 20—35. |
вую очередь связаны с литогенными особенностями коры выветривания и в значительно меньшей степени — с зональным биологическим круговоротом материи. Последнее является важнейшей особенностью азональных ландшафтов пустынь. Площади таких ландшафтов увеличиваются от суббореальных пустынь к тропическим, а в пределах биоклиматического пояса — по мере нарастания сухости климатических условий.
Зональные почвы пустынь. Они проявляются на равнинных пространствах, где господствуют мелкоземистые коры выветривания глинистого и суглинистого гранулометрического состава, имеющие значительную мощность (3—10 м и более).
Географически и по энергетической напряженности различают:
- • суббореальные пустынные степи с серо-бурыми пустынными почвами;
- • субтропические пустынные степи с сероземами и серо-коричневыми пустынными почвами;
- • тропические сукулентные пустыни с красновато-бурыми пустынными почвами.
Характерны следующие черты почвообразования и свойства почв пустынь:
- 1. Биологическое почвообразование отличается кратковременностью, но высокой интенсивностью минерализации как растительных остатков, так и гумусовых веществ. При гумификации в основном образуется фульвокислоты (Сгк: Сфк < 1).
- 2. В почвенных процессах велика роль зооценозов. Почвенная фауна придает почвам кавернозность, дырчатость и перерабатывает растительный опад. Гумусовый профиль мощностью всего около 10—20 см при содержании гумуса менее 2%.
- 3. Для почв пустынь типичен нисходяще-возвратный водный режим с неглубоким промачиванием почвы, всего до глубины 30—50 см в серо-бурых почвах и до 50—100 см в сероземах. Миграция происходит на фоне карбонатности материнских пород, что особенно выражено в сероземах. Поэтому pH почв слабощелочная, в пределах 7,5—8,5. При карбонатности поверхностных горизонтов заметно иллювиирование СаС03 на глубину промачивания почвы.
- 4. Высокая обеспеченность катионами кальция и магния почвенных растворов препятствует диспергации коллоидов и развитию солонцовых процессов, хотя в отдельных случаях среди серо-бурых пустынных почв встречаются и солонцеватые почвы.
- 5. В почвах отсутствуют процессы перемещения по профилю илистой фракции в целом и коллоидов в частности. Распад алюмосиликатов как результат оглинивания крайне замедлен. Типично пылеватое оглинивание.
- 6. Образование структуры в почвах не выражено из-за скудности растительного покрова. Во всех почвах наблюдается высокая микроагрегатность. Повсеместно образование на поверхности почв пористой и слоеватой корки (1—2 см).
- 7. Пустынные почвы полностью насыщены основаниями, из которых на долю кальция и магния приходится 85—95%. Пылеватый характер почвенной массы, часто ее ферраллитность и малая гумусность обусловливают низкую поглотительную способность, всего 8—15 мэкв/100 г.
Таким образом, общие черты почвенного покрова пустынь определяются их малой мощностью, весь профиль почвы укладывается в 20—35 см. В составе почв много карбоната кальция, свободного и конкреционно сцементированного, а в суббореальных пустынях типично накопление легкорастворимых солей, образование солевых корок. Реакция среды всегда щелочная. Содержание гумуса незначительно, не превышает 2,0%. В тропических пустынях почвы красно-бурого цвета, как проявление актуальной или реликтовой ферраллитности.
Азональные образования в пустынях. Песчаные пустыни представлены образованиями двух типов — пески бугристые и пески барханные.
Обычно бытует ошибочное представление о господстве в пустынях песчаных массивов: как правило, пустыня ассоциируется с песками. Но это заблуждение: пески, хотя и занимают большие площади, но не преобладают. Более того, распространение песков в суббореальных пустынях совсем незначительно.
И еще одно ошибочное мнение: будто бы пески в пустынях постоянно куда-то передвигаются.
Пески бугристые — это развеваемые пески, лишенные растительности или представленные ее редкими экземплярами. Причины появления бугристых песков — антропогенные разрушения растительного и почвенного покрова, как правило, в результате неумеренного выпаса скота на барханных песках.
Пески барханные — это закрепленные от выдувания пески с хорошим растительным и почвенным покровом. Растительность является активным препятствием для дефляции. Пески барханные при отсутствии антропогенного вмешательства склонны к закреплению, с формированием на них особых почв. При закреплении песков в поверхностных слоях накапливаются гумус, карбонаты и пыловато-иловатые частицы, образующие корку, которая предотвращает развевание.
Песчаные пустыни — самые благоприятные для жизни пространства. Пески поглощают водяные пары из воздуха, конденсируют их при перепаде температур. Чем выше бархан, тем больше воды он накапливает. Поэтому подавляющее большинство колодцев вырыто у подножия барханов. Наиболее богатые пастбища в пустынях расположены на закрепленных песках. Здесь же и большее сосредоточение пустынной фауны. На песках барханов формируются особые почвы, которые скрепляют пески карбонатными и гумусовыми накоплениями.
Каменистые пустыни (гаммады) представлены на выходах плотных массивно-кристалических и осадочных пород (граниты, гнейсы, мергели, известняки и т. д.). Это самые безводные и безжизненные ландшафты пустынь; почти полностью лишенные флоры и фауны.
Такыры образуются на равнинных депрессиях, сложенных из рыхлого глинистого наноса. Слабозасоленная поверхность этого материала в условиях краткого переувлажнения, отсутствия водопроницаемости и длительного сухого и жаркого времени склонна превращаться в такыровидную.
Такыр представляет гладкую, как бы отполированную поверхность, разбитую неглубокими трещинами на ряд паркетообразных многоугольников, имеющих в диаметре 10—30 см. Растительность на такырах представлена редкими эфемерами, встречающимися по трещинам. На самой поверхности такыра после дождей развивается много сине-зеленых и диатомовых водорослей, которые и определяют направление почвообразовательного процесса, а сами примитивные почвы носят черты солонцеватости и не превышают 5—6 см мощности. Такыры, как и гаммады, маложизненны.
Солевые коры встречаются чаще всего в тропических пустынях на рыхлых мелкоземистых породах. Их генезис имеет древнюю и до сих пор не вполне ясную историю. Они формируются при глубоком залегании грунтовых вод, капиллярная кайма которых находится далеко от поверхности. Предполагается парообразный или пленочный перенос солей, хотя механизм его представить трудно.
Солевые коры представляют каменистую поверхность, похожую на гаммаду, особенно после механического разрушения. По химическому составу выделяются коры карбонатные (Si02 — до 25%, СаО — 65—80%), сиаллитно-карбонатные (Si02 — 25—45%, CaO — 50—65%), карбонатно-сиаллитные (Si02 — более 45%, СаО — менее 50%) и сиаллитно-гипсовые (CaS04 — 25—50%, СаО — менее 10%, Si02 — 20—70%).
Солевые коры — практически безжизненные пространства.
Солончаки (шоры) образуются в местах с близкими грунтовыми водами. В Средней Азии солончаки широко распространяются после деградации Аральского моря. Типична галофитная солянковая растительность. Эоловый (ветровой) перенос солей представляет экологическую угрозу окружающим территориям.
Пустынный загар — это тонкая темно-бурая или черная пленка, в которой накапливаются оксиды железа и марганца и органические соединения. Поверхности скал и поверхность камней каменистой гаммады покрыты пустынным загаром. Эфемерные увлажнения поверхности камней и скал приводят к кратковременному развитию пленки сине-зеленых водорослей. Скалы зеленеют, «цветут». Водоросли оказывают активное воздействие на горную породу, вызывая распад минералов. Миллиметровую пленку на скалах можно назвать своеобразной почвой.