Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Казахи Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана: этнокультурные связи и процессы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дана подробная социально-демографическая характеристика городского казахского населения Западной Сибири конца XIX — второй половины XX веков. На основе анализа данных опроса информаторов, исторических и статистических материалов показаны темпы роста урбанизации на протяжении XX в., выявлены две крупные волны миграции казахов в городские поселения Западной Сибири и в первую очередь в г. Омск… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.С

Глава 1. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ У КАЗАХОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КАЗАХСТАНА. .С. 32 -124 1.1. Динамика численности казахского населения Западной Сибири и сопредельных территорий Северного Казахстана.С. 32

1. 2. Этноязыковые процессы.С. 40

1. 3. Процессы в духовной культуре.С. 88

1. 4. Процессы в материальной культуре.С. 103

Глава 2. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ И ПРОЦЕССЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.С. 125

2. 1. Межэтнические установки.С. 125

2. 2. Этническое самосознание казахов исследуемой территории.С. 153

2. 3. Роль средств массовой информации в процессах межэтнического взаимодействия.С. 168

2. 4. Контент — анализ периодических изданий г. Омска и Омской области.С. 174

Казахи Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана: этнокультурные связи и процессы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Последнее десятилетие двадцатого столетия было достаточно сложным периодом для народов СССР. Распад Советского Союза, образование независимых государств, «появление» титульных и нетитульных, коренных и некоренных наций, пересмотр своей истории бывшими союзными республиками, миграционные процессы, в которые были вовлечены миллионы бывших советских людей, все это не могло не сказаться на стабильности межнациональных отношений и повлекло за собой рост национализма.

Наряду с этим на территории постсоветского пространства усилились процессы вестернизации и глобализации, которую на уровне бытового сознания воспринимают как американизацию. Они затронули все сферы жизни бывших советских граждан. Процессы вестернизации и глобализации способствуют унификации этнических культур, создавая угрозу исчезновения отдельных самобытных этносов. Стремясь противостоять нивелированию, порой даже воспринимая сложившийся общемировой порядок как закат человечества, конец света, люди ищут опору и поддержку в том, что им хорошо понятно, известно и что им кажется вечным и достаточно незыблемым — в культуре своего этноса. Необходимо отметить, что указанная тенденция — интерес к своему прошлому, поиск «корней» была характерна не только для народов СССР. Например, В. К. Малькова отмечает, что «на стыке веков и десятилетий во всем мире наблюдается период своеобразного этнического возбуждения, когда этничность становится важным фактором в общественной жизни разных стран и народов. Особенно заметно это в нашей многонациональной России, где интерес общества к проблемам этничности связан со многими причинами, в том числе и с ее резкой политизацией"1.

Развивающиеся в настоящее время процессы этнической консолидации, формирование наций в политико-гражданственном смысле (россияне, казахстанцы), поиск национальной идеи в двух государствах, в свою очередь также оказывают влияние на современные этнокультурные процессы.

Этнокультурные процессы у казахов исследуемой нами территории являлись схожими, так как первоначально они были верноподданными Российской империи, затем гражданами Советского Союза. Имевшие место миграционные процессы были внутренними и передвижение казахов с юга на север, оседание и образование казахских аулов шло по меридианам, то есть по маршрутам своих кочевий. После распада СССР и образования на его территории суверенных государств казахи, проживавшие на территории РСФСР и Казахской ССР, оказались разделенными уже не административно-территориальными, а государственными границами и, как следствие, гражданами двух соседних государств. Актуальным представляется1 изучение этнокультурных процессов, протекающих параллельно в двух соседних, государственно-политических образованиях, выявление в этих процессах общего и особенного применительно к РФ и РК.

Объектом настоящего исследования являются казахи, проживающие на территории Западной Сибири и сопредельных территорий Северного Казахстана. В обследованных нами регионах Западной Сибири численность казахского населения по данным Всероссийской переписи 2002 г. составляла 121 773 человек в совокупности по Омской, Новосибирской, Тюменской областям и Алтайскому краю, из них 67,02% проживает в Омской области.

Регион Северный Казахстан включает в себя три области: Костанайскую, Северо-Казахстанскую и Павлодарскую. В качестве объекта исследования казахи, проживающие на территории Северо-Казахстанской и Павлодарской областей, были выбраны по следующим причинам. СевероКазахстанская область расположена на севере Казахстана и граничит с Курганской, Тюменской и Омской областями РФ. Павлодарская область расположена на северо-востоке Казахстана, где граничит с Омской, Новосибирской областями и Алтайским краем РФ. Государственная граница между Российской Федерацией и Республикой Казахстан является самой длинной сухопутной границей в мире. 6 июня 1998 г. была подписана Декларация о вечной дружбе и союзничестве, провозглашающая добрососедские отношения и равноправное партнерство между двумя государствами. Между областями двух государств налажены торговые, финансовые, образовательные и культурные связи. По данным переписи Казахстана 1999 г., численность казахского населения на исследуемой нами территории составляла 669 440 человек.

Казахское население исследуемой приграничной территории России и Казахстана относится к Среднему жузу. Здесь представлены местами компактно, местами дисперсно различные родовые подразделения аргынов, кипчаков, кереев, уаков и в небольшом количестве найманов. Природно-климатические условия обусловили формирование единого хозяйственного цикла — меридионального кочевого скотоводства, который сложился в степях Евразии более двух тысяч лет назад и способствовал формированию единой традиционной культуры.

В отношении казахов Западной Сибири РФ мы предпочитаем придерживаться термина этническая группа. В отношении казахского населения Западной Сибири РФ можно также применить и термин «диаспора». Например, А. Т. Мухитденова, рассматривая диаспору как этнокультурный и этнополитический феномен, отмечает, что большинство диаспор возникли в результате социальных катаклизмов (передел границ, распад государственных образований, угроза геноцида). С точки зрения политологического анализа важно не только характерное для диаспор осознание себя частью народа, проживающей в ином государстве, но и наличие собственной стратегии взаимоотношений с государством проживания и исторической родинойформирование институтов и организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие этнической идентичности. Диаспора, в отличие от этнической группы всегда институциирована и несет в себе не только этнокультурное, но и этнополитическое содержание2.

На наш взгляд, в настоящее время термин этническая группа в отношении казахов Западной Сибири РФ полнее отражает сложившуюся ситуацию, поскольку диаспора складывается в результате внешней миграции населения и подразумевает собой эмиграцию или иммиграцию. Имевшие место миграционные процессы казахского населения Западной Сибири и сопредельных территорий Северного Казахстана до момента распада СССР были внутренней миграцией, а казахи обоих регионов являлись гражданами одного государства. Процессы, происходившие в политической, экономической и социальной сферах были едиными на территории всей страны, и кардинального различия в развитии этнических процессов на территории Западной Сибири и сопредельных территорий Северного Казахстана не наблюдалось.

Предметом исследования является региональная специфика этнического развития казахского населения Западной Сибири и сопредельных территорий Северного Казахстана, исследуемая на основе таких этнических компонентах, как язык, традиционно-бытовая культура, этническое самосознание, межэтнические взаимодействия.

Цель — выявить общее и особенное в процессах этнокультурного развития казахов Западной Сибири и сопредельных территорий Северного Казахстана в конце XX— начале XXI в.

В задачи исследования входит изучение характера, содержания и механизма действия этнокультурных процессов, для чего необходимо: 1) рассмотреть динамику численности казахского населения на исследуемой территории- 2) провести сравнительный анализ и определить основные тенденции изменений в языке, в духовной и материальной культуре- 3) провести сравнительный анализ и определить основные тенденции изменений в процессах межэтнического взаимодействия.

Территориальные рамки. Исследование проводилось в Западной Сибири: в приграничных районах Тюменской, Омской и Новосибирской областях, Алтайского края РФСеверо-Казахстанской и Павлодарской областях РК, в г. Омске Омской области РФ и г. Кокшетау Акмолинской области РК.

Обследованные нами территории Тюменской, Омской, Новосибирской областей, Алтайского края, являющиеся административно-территориальными единицами Российской Федерации и граничащая с ними часть территории Северо-Казахстанской и Павлодарской областей Республики Казахстан географически образуют Западную Сибирь. За исключением Павлодарской области, являющейся частью степной зоны, все регионы относятся к лесостепной зоне Западной Сибири.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 г., со времени распада СССР, по настоящее время.

Степень изученности вопроса.

Впервые вопросы этнической истории, этнического самосознания, хозяйственного уклада казахов Западной Сибири были рассмотрены в ряде работ Н. А. Томиловым. Например, используя обширный архивный материал, Н. А. Томилов проследил историю формирования и расселения казахского населения Западной Сибири, их численность и расселение в XVIXX вв.4.

В работе А. В. Коновалова «Казахи южного Алтая» исследовались проблемы формирования этнической группы казахов Кошагачского района Горно — Алтайской автономной области. Автор обращает внимание на то, что этническое самосознание казахов Кошагачского района постепенно нивелируется, поскольку они проживают в инонациональном окружении. Природно-климатические условия, иноэтническое окружение, этническая изолированность, все это сыграло определенную роль в процессах этнообразования кошагачских казахов. А. В. Коновалов считает, что наблюдается тенденция к снижению бытования локальных специфических компонентов в традиционно-бытовой культуре и усиление процессов межэтнической интеграции5.

В диссертации на соискание степени кандидата исторических наук О. М. Проваторовой, «Современные этнические процессы у казахов Западной Сибири», рассматривались современные этнические процессы среди сельского казахского населения Западной Сибири. Автор выделяет семь периодов в истории заселения казахами Западной Сибири. Компактное поселение казахов привело к возникновению группы омских казахов. Рассматривая этноязыковые процессы, исследователь обращает внимание на небольшую степень ассимиляции со стороны русских, несмотря на то, что применение билингвизма в полной мере невозможно, а также отмечает изменения, возникшие в казахском языке данной группы казахов в сравнении с основным этническим массивом. В материальной культуре образовались ряд черт, благодаря интеграционным процессам. Анализируя этническое самосознание казахов, автор выделяет несколько уровней: национальный, территориальный и родоплеменной, который выступает как историческая традиция. Исследователь приходит к выводу, что развитие контактов казахов с сибирскими татарами и формирования на этой основе и на основе взаимодействия с русскими особой западносибирской этнографической группы казахского народа6.

К. Н. Балтабаева рассмотрела становление Советской власти в национальных районах Западной Сибири, исследовала работу государственных органов с казахским и татарским населением в двадцатых — тридцатых годах прошедшего столетия. Работа государственных органов началась с проведения территориально — административного размежевания между Западной Сибирью и Казахстаном. Она считает, что благодаря помощи сибирских большевиков удалось в относительно короткие сроки наладить работу партийных, советских и хозяйственных органов СВК, обеспечить их кадрами, заложить основу для укрепления национальной государственности казахского народа7. Создавались национальные отделы для работы с нерусским населением. Власть предпринимала меры для привлечения к работе лиц казахской и татарской национальностей. В ходе проведения территориально — административного деления уездов учитывался национальный фактор, в связи с этим создавались казахские и татарские волости. Советы, работающие с казахами и татарами, испытывали ряд проблем. Например, секретари большинства Советов не владели казахским и татарским языками8. Постепенно произошло изменение работы государственных органов с национальными районами. К. Н. Балтабаева показывает, что методы коллективизации привели к нарушениям ленинских принципов национальной политики по отношению к национальным меньшинствам. В погоне за высокими процентами коллективизации местные органы не учитывали тот факт, что казахские аулы создавались, дробились и распадались по родовому признаку. Крестьяне не воспринимали меры властей, направленные на конфискацию имущества баев и их выселение: весь аул поднимался на защиту. Баям возвращался конфискованный скот, они восстанавливались в избирательных правах9.

Одной из первых работ, посвященных истории казахской диаспоры, является работа Г. М. Мендикуловой «Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие». В своей работе автор рассмотрел причины и процесс формирования казахской диаспоры и ирреденты. Исследователь отмечает, что казахская диаспора обладает некоторыми чертами, представляющими исторический и теоретический интерес. Во — первых, диаспоральные казахи никогда не составляли большинства в тех областях, где они проживали, тем самым являясь этническим меньшинством, не имели и не имеют значительного веса в политической структуре страны проживания, практически не обладая политической автономией, чтобы доминировать над остальным населением. Однако характерной чертой казахской диаспоры является успешное функционирование в стране пребывания благодаря способности к адаптации, генетически заложенной кочевым образом жизни. На примере казахской диаспоры можно наблюдать сохранение этнической идентичности при постоянном месте жительства в иноэтничной среде, а не ассимиляцию с другими народами10.

Этническая история и развитие этнических процессов среди российских казахов были исследованы в работе Ж. А. Ермекбаева «Российские казахи в составе РСФСР и СССР в 1917 — 1991 гг.». Исследователь пишет, что во времена существования Сибирского ханства и в царское время казахи активно мигрировали и адаптировались к местным условиям. Но в большей степени мигрировали в годы сталинской коллективизации. Значительная часть нынешних сибирских казахов — это потомки безвозвратно откочевавших в ближайшее зарубежье в 1931 — 1933 гг. Казахское население Российской Федерации в своей основной массе проживает в сельской местности. Городское казахское население состоит из служащих, студентов и рабочих промышленных предприятий, в основе выходцев из сел. Среди казахов России широкое хождение нашло двуязычие, которое приобрело особое значение вследствие исторически длительного проживания данной общности в окружении преобладающего иноязычного населения. Казахи России не подверглись этнической модификации. Малочисленность казахского населения и дисперсное его расселение в этнически смешанной среде не позволяют утверждать о формировании полного группового этнического самосознания по всему периметру российско — казахстанской границы. Только определенные, компактно населенные казахами, географические местности Российской Федерации позволили складыванию группового этнического самосознания11.

3. Е. Кабульдинов, в работе «Казахи Тобольской и Томской губернии во второй половине XVIII — начале XX вв.», рассмотрел историю заселения казахами территории Западной Сибири, численность казахского населения во второй половине XVIII — начале XX в. Исследователь пишет, что заселение юга Западной Сибири началось с начала XIII века. «Вторичное» заселение этого региона начинается с середины XVIII века, то есть с момента изгнания джунгар и последующего уничтожения их государства12. В процессе «вторичного» заселения казахи были вынуждены брать разрешение на переход через границу. Статус казахов исследуемого периода характеризуется отсутствием регламентации правовых отношений последних с органами власти. Он считает, что игнорирование земельных требований казахов Западной Сибири в течение длительного времени привело к тому, что в конце XIX — начале XX вв. на территории внутренних сибирских уездов, в частности, на кабинетных землях Томской губернии, обострилась земельная проблема, вызванная усилением крестьянского переселения. Часть казахского населения самостоятельно переходила в состав крестьянских обществ, чтобы не оказаться без земли на волне массового переселения крестьян из Европейской части России13.

Первым крупным исследованием по современным этническим процессам среди городского казахского населения Западной Сибири является монография Ш. К. Ахметовой «Современные этнические процессы у городских казахов Западной Сибири». В работе были впервые выявлены факторы и прослежены процессы формирования городского казахского населения Западной Сибири на протяжении трех столетий, определена динамика численности городских казахов по существовавшему административно-территориальному устройству. Монография значима и тем, что в ней впервые обнародованы ранее неизвестные науке факты по истории деятельности киргизской социалистической партии «Уш Жуз», ее лидеров М. Айтпенева, Ш. Альжанова, К. Тогусова, молодежного культурно-просветительского общества «Бирлик» и его активных членов А. Досова и Х. Кеменгерова и др.

Дана подробная социально-демографическая характеристика городского казахского населения Западной Сибири конца XIX — второй половины XX веков. На основе анализа данных опроса информаторов, исторических и статистических материалов показаны темпы роста урбанизации на протяжении XX в., выявлены две крупные волны миграции казахов в городские поселения Западной Сибири и в первую очередь в г. Омск, которые приходятся на 1930;е гг. и на период с 1979 по 1989 гг., показано влияние роста темпов урбанизации в 70-е — 80-е годы, вызвавших влияние сельской среды на городскую культуру и на формирование этнического характера сознания городского казахского населения исследуемого региона. Автор на основе анализа этнографических материалов по традиционно-бытовой культуре городских казахов Западной Сибири, в том числе личных наблюдений, выделяет этнический комплекс явлений, исторически восходящих к традиционной культуре кочевников — скотоводов. По ее мнению, мусульманско-языческий синкретизм и в настоящее время определяет традиционное мировоззрение казахов Западной Сибири. Население, мигрировавшее из' сельской местности в города, адаптируется к городской среде, социализируясь внутри этнической группы, внутри которой основную социализирующую функцию выполняет семья, приобщающая к традиционно-бытовой культуре. В целом автор характеризует процессы, развивающиеся в культуре исследуемой группы как «казахско-городском бикультурализмом вследствие преобладания этнически специфических компонентов в бытовой культуре, которые успешно адаптировались к условиям урбанизации при усвоении норм городской культуры с некоторыми элементами заимствования из русской культуры"14.

В диссертации на соискание степени доктора исторических наук И. В. Октябрьской «Казахи Алтая: этнополитические и социокультурные процессы в пограничных районах Южной Сибири XIX — XX вв.» была рассмотрена история казахов Алтая. Как отмечает автор, в XVIII веке в пограничных регионах сложилась ситуация российско-китайского «кондоминиума"15. Вопросы территориального регулирования между странами были решены путем подписания ряда договоров. Часть казахов для того, чтобы удержать в руках земли, была вынуждена перейти в христианство, что влекло за собой ряд льгот. Это позволило сохранить земли, однако привело к ассимиляции. Исследователь считает, что этнополитичёский фактор занимает одно из важных мест в оценке современной ситуации в макрорегионе Большого Алтая, к которому относятся Республика Алтай и Алтайский край, Синьцзян — Уйгурский автономный район Китая (СУАР КНР), Баян — Ульгийский и.

Ховдосский. аймаки Монголии, Восточно — Казахстанскую область Республики Казахстан. Особенность ситуации состоит в том, что доминирующим в полиэтничных сообществах приграничных регионов является казахский этнос, объединенный общностью истории, обладающий при всех локальных различиях единой культурой, единым языком и единой религией. Исторический опыт миграций, экономически, культурные и этнополитические контакты казахов приграничной зоны служат основой консолидации трансграничного сообщества. По мнению экспертов, геополитические ориентации и приоритеты казахского сообщества в ближайшем будущем могут иметь существенной влияние на перспективы развития ситуации в зоне Большого Алтаяпри этом казахи пограничной зоны Южной Сибири сохраняют ориентации на межэтническое взаимодействие и толерантность16.

Следует отметить, что на рубеже веков этническая история и культура казахского населения РФ являлись объектом исследования многих этнографов и историков. Этнодемографическое и этнокультурное развитие казахов европейской России, локальных групп Южного Алтая (туратинские, кош-агачские, чуйские казахи) исследовалось Е. И. Лариной, О. Б. Наумовой,.

И.В. Октябрьской, Н. А. Тадиной, погребальной обрядностью занимались.

Е.А. Бельгибаев и Б. К. Смагулов. История формирования казахского населения в западных районах Алтая в XVIII — XIX в. освещалась И.В.

Анисимовой, Е. В. Карих, этносоциологическое обследование проводили.

А.Ю. Быков и О. В. Воронин и др. В работах омских исследователей также рассматривались вопросы формирования, численности и расселения, материальной и духовная культура казахов исследуемого региона19.

Большую роль в методологическом плане имеют работы крупного казахстанского исследователя Н. Э. Масанова.

Н. Э. Масанов называет современных казахов маргиналами, так как казах — это понятие не национальное, а скорее ведущее свое название от способа хозяйственной деятельности. С точки зрения настоящих казахов современные казахи — сарты, так как они не занимаются кочевым скотоводством. Н. Э. Масанов отмечает, что нынешние казахи в своем абсолютном большинстве не имеющие ни малейшего представления о кочевой жизни, образуют некую самостоятельную общность на базе общности своего происхождения от тех дореволюционных кочевников — казахов. Иначе говоря, термин «казах» ныне служит для обозначения общности, которая в хозяйственно — культурном отношении является полным антиподом реально возникшей в XV — XVI вв., но связана с ней своим происхождением20. Интерес к своей национальной истории, «поиск своих корней», имевший место в Казахстане он связывает с фактором революционного слома хозяйственного уклада казахов — кочевников в двадцатом столетии. Для оседло — земледельческих культур такое явление не характерно, поскольку, в отличие от казахов — кочевников, их развитие происходило эволюционным путем. Н. Э. Масанов пишет, что культуру кочевников отбросила назад и вытеснила аграрно — индустриальная цивилизация. Целый народ был отрезан от своей кочевой цивилизации, своей тысячелетней истории, зафиксированной в исторической памяти, и, потеряв свое Прошлое, превратился в некое промежуточное между кочевой и оседло — земледельческой культурой маргинальное образование. Быстрая интеграция в аграрную и в особенности урбанистическую цивилизацию происходила под командой и доминирующим влиянием представителей русско — славянских и прочих европейских этносов. Специфика была в том, что овладение достижениями современной цивилизации и мировой культуры пришло к казахам вместе с языковой русификацией. И это не было злой сознательной волей «старшего брата», а естественным следствием его численного и цивилизационного превосходства, продуктом объективных процессов централизации и унификации в рамках единого тоталитарного государства СССР с его единым языком, денежной единицей, армией, партией, госстандартами и т. д. Традиционная культура и обычаи были вытеснены на периферию домашнего быта, в сельскую отсталую глубинку21.

Наряду с опубликованными работами, были защищены диссертации на соискание степени кандидата исторических наук, в которых рассматривались современные этнические и этнокультурные процессы в Северном Казахстане.

В 1977 г. Ю. А. Евстигнеев, в диссертации на соискание степени кандидата исторических наук «Современные этнические процессы в Северном Казахстане (в аспекте динамики межнациональных браков)», исследовал причины роста, динамику межнациональных браков среди населения Северного Казахстана. Преобладание количества межнациональных браков на территории Казахской ССР по сравнению с другими союзными республиками автор объясняет событиями 1950 — х гг. На освоение целины в Казахскую ССР приехало большое количество молодежи, которая, находясь в отрыве от дома, была свободна в выборе брачного партнера. Исследователь показывает, что результаты изучения динамики межнациональных браков как в городах, так и в сельском населении Северного Казахстана четко определяют основную тенденцию в развитии брачных контактов: во — первых, среди восточнославянских группво — вторых, между восточнославянскими группами и полякамив — третьих, -между казахами и татарами. Эти явления в немалой степени (если не в основном) обусловлены действием фактора этнокультурной близости указанной территории, а также воздействием этнических процессов (языковая ассимиляция). Межнациональные браки интенсифицируют этнические процессы, способствуя интернационализации культуры, быта, брачно — семейных отношений, являются прогрессивным явлением в национально — культурной жизни советского народа22.

В 1989 г. А. Б. Калышев, в диссертации на соискание степени кандидата исторических наук «Культура и быт современного сельского населения Павлодарского Прииртышья», исследовал трансформацию духовной и материальной культуры населения указанного региона. Рассматривая этноязыковые процессы, автор фиксирует наличие билингвизма, возрастающей роли русского языка, использование его не только в качестве второго языка, но и как родного нерусским населением. В ходе работы исследователь приходит к выводу, что в результате сложного и многообразного синтеза различных этнокультурных традиций (казахской, русской, украинской, немецкой и т. д.), их взаимодействия и взаимовлияния как в сфере системы материального цроизводства, так и в области материальной и духовной культуры, семейно — брачных отношений происходит трансформация культурных ценностей и этнических стереотипов. Не менее важным фактором изменения традиционной культуры является все возрастающее воздействие стандартизированной формы культуры, получившее особенно широкое развитие в связи с процессами урбанизации и научно — технического прогресса23.

В 1991 г. О. Б. Наумова, в диссертации на соискание степени кандидата исторических наук «Современные этнокультурные процессы у казахов в многонациональных районах Казахстана», рассмотрела развитие этнокультурных процессов казахского населения в многонациональной среде. Исследователь выявила изменения, существующие в традиционной культуре казахов, а также региональные различия, наблюдаемые на севере и юге Казахстана. Она считает, что на севере казахская культура подвергается общему воздействию более урбанизированной жизни, определяемой преобладанием европейского населения. На юге соседство казахов со среднеазиатскими народами создает более благоприятные условия для сохранения казахского «традиционализма», а через него и традиционной материальной культуры24.

Как видно из приведенных выше диссертационных исследований на соискание научной степени кандидата исторических наук, изучение этнических и этнокультурных процессов на территории Северного Казахстана проводилось в 1970;1980;х гг. прошедшего столетия в многонациональных районах и не затрагивало конкретно казахское население. Необходимо отметить, что омской школой этнографии, созданной Н. А. Томиловым, постоянно проводятся исследования по истории формирования, духовной и материальной культур, современным этническим процессам народов Западной Сибири. На территории Республики Казахстан в настоящее время проживают около ста тридцати этносов, но, к сожалению, таких исследований нет. Настоящая работа, по мнению автора, несомненно, восполнит существующий на сегодняшний день пробел.

Методология и методы.

В 1966 г. в Институте этнографии АН СССР был создан сектор конкретно — социологических исследований культуры и быта народов СССР. Под руководством Ю. В. Арутюняна стали проводиться исследования в соответствии со всесоюзной научной программой «Оптимизация социокультурных условий развития и сближения наций в СССР», в ходе которых необходимо было показать своеобразие этнических процессов в разных социальных средах и социальных ситуациях25. Итоги крупных исследования конца 60 — х — начала 70-х гг. союзных республик были опубликованы в ряде научных статей и монографий. В них были освещены проблемы влияния этнического фактора на социальные процессы и явления, социально — профессиональную структуру населения, соотношение национальных и интернациональных элементов культуры в социальных группах, вопросы развития билингвизма, роль русского языка в процессах интеграции, психологические аспекты национальных отношений26. Наряду с этим были разработаны общие и специальные методы этносоциологического.

97 анализа. При проведении этносоциологического опроса, автором диссертации был использован опросный лист, разработанный применительно к казахскому населению Западной Сибири Ш. К. Ахметовой (см. Приложение).

Одновременно с практическими исследованиями шел процесс формирования терминологического аппарата науки, рассматривались типы этнических процессов, причины, которые оказывали непосредственное воздействие на их развитие. Важное значение для использования этнической терминологии, по мнению Ю. В. Бромлея, сыграли работы П. И. Кушнера28.

В ходе исследований советские этнографы акцентировали свое внимание на проблемах этногенеза, этнической истории и современных этнических процессах, которые нашли свое отражение в ряде публикаций и монографиях. Значительный вклад внесли в разработку методологии исследования этнических процессов М. Н. Губогло, И. С. Гурвич, JI. М. Дробижева, Б. О. Жданко, В. И. Козлов, Г. В. Старовойтова, Н. А. Томилов, Л. лл.

В. Хомич, Н. Н. Чебоксаров. Автор данной работы в своем исследовании.

30 опирается на теорию этноса, разработанную Ю. В. Бромлеем .

В качестве основного метода в данном исследовании применяется конкретно-исторический анализ. При непосредственном рассмотрении языковых процессов, духовной и материальной культуры, межэтнических установок, установок на браки использовался сравнительный метод. Для исследования процессов в духовной культуре мы опирались на методы полевой этнографии, включающие в себя метод непосредственного и включенного наблюдения, метод научного описания. Поскольку автор диссертации принадлежит к казахскому этносу и с детства была знакома с традиционной казахской культурой, то' ее исследование носит эмный характер.

При работе с материалами периодической печати применялся контент-анализ, в ходе которого мы опирались на методы диагностики этнической толерантности в СМИ, разработанные В. К. Мальковой, а также были использованы приемы работы, примененные при анализе СМИ Республики.

Татарстан Л. В. Сагитовой. Необходимо отметить, что нами не был использован материалы интернет-сайтов, которые отражают общественное мнение на конкретное произошедшее событие. Методика исследований отдельных событий или явлений предполагает проведение инвент-анализа. Приведем определение инвент-анализа К. П. Боришполец: инвент-анализметодика (называемая иначе методом анализа событийных данных), направленная на обработку информации, показывающей, кто говорит или делает, что говорит или делает, по отношению к кому и когда говорит или делает32. Поскольку в наши задачи не входило изучение общественного мнения, мы ограничились проведением контент-анализа.

Контент-анализ предполагает систематическое выделение и фиксацию определенных единиц содержания текста, квантификацию полученных.

33 данных и последующую интерпретацию результатов. Как отмечает К. П. Боришполец, в настоящее время контент-анализ широко применяется в аналитических исследованиях. И хотя текущие публикации СМИ по-прежнему составляют основную часть материалов, все большее распространение получает ее применение для направленного анализа содержания конкретных политических документов, важнейших выступлений политических лидеров или отдельных тематических очерков34. Но в данной работе мы привлекли только текущие публикации прессы, так или иначе затрагивающие казахов.

При изучении духовной и материальной культуры нами была использована теория Э. С. Маркаряна и ее развитие в работах С. А. Арутюнова, в частности положения о диалектике, традиции и инновации, факторах, способствующих внедрению инноваций в традиционную культуру, а также сохранению традиционных черт35.

Источники. Основным источником нашего исследования являются материалы этносоциологических опросов, проведенных в 2003 — 2006 гг. в ходе Казахских этнографических экспедиций Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН под руководством старшего научного сотрудника сектора этнографии Ш. К. Ахметовой. Поскольку автор данной работы начал принимать участие в экспедициях с 2005 г., материалы экспедиций 2003;2004гг. были любезно предоставлены в наше распоряжение Ш. К. Ахметовой. Полевые работы велись: в Алтайском крае: аул Бигельды и с. Шумановка Бурлинского р-нааул Байгамут Благовещенского р-нас. Керей и с. Мирабилит Кулундинского р-нас. Ракиты, с. Михайловское, р.п. Малиновое Озеро, с. Николаевка Михайловского р-наг. Славгород и аул Куатовка Славгородского районав.

Новосибирской области: аулы Амангельды, Карасарт и Токпан Карасукского районав Омской области: аул Баимбет № 5 Называевского районааулы Алкул, Жар Агач, Караман, Каразюк, с. Дробышево, с. Платоновка, р. п. Нововаршавка Нововаршавского районааул Керибай, с. Тихвинка Павлоградского районас. Одесское, с. Белосток, аул Сарат Одесского районааулы Бас Агаш, Каратал, с. Целинный, с. Степное Русско-Полянского районас. Медет, с. Джатаргуль, с. Сретенка Черлакского районав Тюменской области: р.п. Голышманово, Голышмановского и с. Ельцово Казанского района. На территории Республики Казахстан опрос проводился студентами Кокшетауского университета под руководством автора данной работы в самом протяженном по линии границы Казахстана с Западной Сибирью РФ Уалихановском районе Северо — Казахстанской области (п.Кишкенеколь, с. Бидаик, с. Черниговское, аулы Актуесай, Даут, Алабота, Амангельды), в районе Магжана Жумабаева Северо — Казахстанской области (р. п. Булаево, с. Каракога, с. Токуши, с. Успенка), Иртышском районе Павлодарской области (с-з им. Исы Байзакова, аул Улгули, с-зы Кутузова, Голубовка, Кабанье, Амангельды, Босагаш), Железинском районе Павлодарской области (аулы Валиханово, Абай, Жанабет, Байконыш).

Районы для исследования были отобраны по географическому принципу (приграничные территории, характеризующиеся высоким уровнем миграционных потоков). Всего было опрошено 2176 человек. В р. п. Голышманово, г. Славгороде и сельских поселениях Западной Сибири опрос носил массовый характер из-за незначительной численности казахов. В г. Омске, на территории Северного Казахстана выборка определялась по данным статистических управлений и данным похозяйственных книг сельских советов. Доля казахов на территории Западной Сибири составляет 1,6%, на территории Северного Казахстана 34,2%. При разработке выборки был использован метод, предложенный Е. И. Клементьевым36. Отклонения выборочной совокупности по полу и возрасту не превышают допустимой нормы ±5%, чем и достигнута репрезентативность выборки.

Наряду с материалами этносоциологического опроса были использованы материалы Всесоюзных переписей населения 1970, 1989 гг., Всероссийской переписи населения 2002 г.-, Переписи Республики Казахстан 1999 года.

В качестве одного из источников была использована монография Ш. К. Ахметовой «Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде». Данная работа является первым опубликованным трудом по современным этническим процессам у городских казахов Западной Сибири. Одним из источников исследования послужили материалы этносоциологического опроса городского казахского населения Западной Сибири в 1991;1993 гг., в период существования СССР и первые годы с момента распада. Сравнивая полученные нами данные с данными предыдущего этносоциологического опроса, проведенного Ш. К. Ахметовой, мы могли проследить изменения, произошедшие в языковых процессах, в духовной и материальной культуре, а также констатировать изменения, прогнозированные ею.

Помимо этого, в качестве источника применялись материалы периодических изданий РФ. В качестве материалов для проведения контент-анализа были использованы фонды периодических изданий областной государственной научной библиотеки им. А. С. Пушкина города Омска.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в работе впервые предпринимается попытка анализа современных этнокультурных процессов у казахского населения, проживающего в приграничной зоне РК и РФ, до распада СССР являвшихся гражданами одного государства. В научный оборот вводятся новые статистические и этнографические материалы, полученные автором в ходе работы над данной темой.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы в практической деятельности работниками культурных, образовательных ведомств, руководителями и членами национально-культурных автономий и центров двух государств, в разработке новых концепций и программ для укрепления дружественных отношений России и Казахстана. Также результаты исследования могут быть использованы в историко-краеведческой работе, при составлении различных учебных пособий и разработке курсов лекций.

Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В приложении помещены опросный лист, список информаторов, таблицы.

Заключение

.

Исследуемая нами территория полиэтничная. Наиболее крупными по численности этносами наряду с казахами являются русские, украинцы, татары, немцы. Численность казахов варьируется — это второй этнос в Омской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях, четвертый на территории Алтайского края, пятый в Новосибирской области. На первом месте по численности населения в обоих регионах стоят русские, что позволяет нам считать данный регион этноконтактной зоной казахского и восточно-славянского (в основном русского населения).

Наблюдаемые изменения в этнокультурных процессах у казахов исследуемой нами территории носят этноэволюционный и этнотрансформационный характер. Для языковой ситуации Северного Казахстана характерно наличие этноэволюционных процессов, прежде всего развитие казахского языка как государственного, а также укрепление его позиций в бытовой сфере за счет въезда репатриантов и казахов из Южного Казахстана. Данное утверждение хорошо демонстрируют показатели степени свободного владения казахским языком, который на территории Западной Сибири составляет 41.2%, на территории Северного Казахстана 75.3%. В период СССР такого разрыва между регионами не наблюдалось. В свою очередь, на территории Западной Сибири языковые процессы носят этнотрансформационный характер, что особенно четко прослеживается в городской среде. Например, в г. Омске показатель степени свободного владения составляет 37,8%, в сельской местности Западной Сибири 44,5%.

Отмеченная тенденция также прослеживается и в духовной культуре. В целом, на территории Западной Сибири изменения в обрядах носят этноэволюционный характер. Так, наблюдается упрощение обряда омыртка (совмещение с приглашением родственников умерших) — совмещение омыртка с празднованием дня рожденияпоминальный четверг отмечают с момента смерти и до сорока днейиз Северного Казахстана заимствовали супер калта. Этнотрансформационные процессы проявляются в прекращении функционирования шеке (1 этап омыртка). На территории Северного Казахстана можно вести речь об этнотрансформационных процессах: на омыртка варят говядинув городской среде обряды календарного цикла практически не отмечаютсявозникают инновации (супер калта, той бастар).

Северный1 Казахстан оказывает сильное влияние на материальную культуру казахов Западной Сибири. Национальная одежда, утварь, чай, конфеты, выполняющие на территории Западной Сибири роль этнических маркеров, а также изменившаяся технология изготовления напольных ковриков, постоянно обновляемый ассортимент тканей, раздаваемых во время обрядов и праздников — воспринимаются из Северного Казахстана.

Поскольку исследуемая нами территория является этноконтактной зоной восточно-славянского (в основном русского) и казахского населения, то наряду с признаваемыми заимствованиями у русского населения (казахи Западной Сибири едят серый хлеб, чай пьют из бокалов, пьют кофеказахи г. Омска стали отмечать родительский деньказахи исследуемой территории празднуют день рожденияна территории Северного Казахстана на ауыз ашар и курбан байрам стали ставить салаты), проявляются и факты аккультурации (разведение приусадебных участков, огородов, бани), когда заимствование настолько прочно вошло в обиход, что воспринимается как элемент своей культуры.

Рассматривая процессы межэтнического взаимодействия необходимо отметить, что казахи Северного Казахстана в своих предпочтениях более ориентированы на общение с представителями своего этноса. Например, процентный показатель степени общения с казахами значительно превышает показатель степени общения с другими этносами, соответственно с казахами 77,2%, с русскими 51,3%, с татарами 17,3%, с украинцами 9,3%. Процентный показатель положительной установки на межэтнические браки в сумме ниже, чем на территории Западной Сибири, соответственно на территории Северного Казахстана 45,9%, а на территории Западной Сибири.

51,0%. Больше число респондентов, которые займут сторону своего этноса в межэтническом конфликте: разрыв между ответами «займу сторону своей национальности» и «буду объективен» на территории Северного Казахстана составляет 23,3%, на территории Западной Сибири 10,4%. На территории Западной Сибири показатель общения с русскими практически не уступает показателю общения с казахами, соответственно с казахами составляет 82,8%, с русскими 78,8%, что позволяет сделать вывод о более интенсивном развитии процессов межэтнической интеграции у казахов Западной Сибири.

Политические события 1990;х гг. также оказали влияние и на этническое самосознание казахов исследуемой территории: появление понятий «россияне», «казахстанцы" — на территории западной Сибири меньше процент лиц, считающих, что российские казахи не отличаются от казахов казахстанских, соответственно 22,1% на территории Западной Сибири и 56,2% на территории северного Казахстана.

В настоящее время на территории Западной Сибири происходит процесс языковой ассимиляции казахского населения (окружающая среда-русскоязычная), общение происходит также в основном с русскими, поскольку они преобладают в численном соотношении над другими этносам. Респонденты в частных беседах отмечали, что «мы казахи, но мы думаем на русскомговорим по-русскивместе с русскими справляем их обычаиведем себя, как русскиемы стали, как русские» (с выражением «стали как русские» мы сталкивались во всех возрастных группах) — мы ведем себя не так, как казахстанские казахинаш русский язык отличается (тембром речи, темпом речи) — у нас другой менталитет.

Таким образом, согласно полевым материалам, полученным в ходе работы на территории Западной Сибири, мы считаем, что на сегодняшний день в этническом самосознании казахского населения Западной Сибири происходят этноэволюционные процессы. Это позволяет нам вести речь о процессе перехода этнической группы в субэтнос, на который в первую очередь оказали влияние политические процессы: распад СССР, образование двух суверенных государств: России и Казахстана, изменение статуса казахского языка в Казахстане (разрыв в языковом плане между Казахстаном и территорией Западной Сибири). Духовная культура в данном случае выступает в роли этнического маркера, она позволяет чувствовать свое отличие от других этносов. Этим и объясняется лучшая сохранность обрядов календарного цикла на территории Западной Сибири, в отличие от территории Северного Казахстана.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Статистические, справочные издания
  2. Аналитический отчет переписи населения РК 1999 г. Алматы. 2005 г. — 130 с. Статистический ежегодник Северо-Казахстанской области 1999 г. -Петропавловск. 2000 г. — 148 с.
  3. А. Т. Современные этнокультурные процессы в среде сельского населения Жетысу: Автореф. дис.. канд. ист. наук. Алматы, 1998. -24 с. Акатаев С. Н. Мировоззренческий синкретизм казахов. — Алматы, 1993. — Вып. 1.-152 с.
  4. С. Н. Мировоззренческий синкретизм казахов. Алматы, 1994. — Вып. 2. — 192 с.
  5. А. Н. Особенности урбанизации и перспективы эмиграции в Казахстане. // Миграция и опыт взаимодействия регионов по усилению этнополитической стабильности в Евразии: Тез. докл. Новосибирск, 2002. -С.58 — 62.
  6. Н., Масанов Н. Казахстан между прошлым и будущем. Алматы, 1994. -205 с.
  7. И.В. К вопросу о землеустройстве казахов на землях Алтайского округа в конце XIX начале XX вв. // Пятые Востоковедческие чтения памяти Лившица С. Г. — Барнаул, 2002. — С. 17−24.
  8. ИВ. «Казахский вопрос» в Алтайском Горном округе в 80−90-е гг. XIX в. // Четвертые Востоковедческие чтения памяти Лившица С. Г. -Барнаул, 2002. С. 149−156.
  9. И.В. «Правила о дозволении киргизам кочевок на землях Алтайского Горного округа» 1880 г. как исторический источник. // Востоковедческие исследования на Алтае. — Барнаул, 2002. — Вып.З. — С. 144 149.
  10. Арутюнян.Ю.В. О некоторых тенденциях в изменении культурного облика нации (по материалам экспериментального исследования в Грузии). // Сов. этнография. 1973. — № 4. — С. 3−13.
  11. Арутюнян.Ю. В. Изучение социально-культурных условий развития и сближения советских наций. // Полевые исследования института этнографии. 1976.-М.: Наука, 1978.-С.5−11.
  12. С.А. Билингвизм и бикультурализм. // Сов. этнография. 1978. — № 2.-С. 3−14.
  13. С.А. К проблемам этничности и интерэтничности культуры. // Сов. этнография. 1980. — № 3. — С. 61−67.
  14. С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса. // Сов. этнография. 1982. -№ 1. — С. 8−21.
  15. С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-247 с.
  16. С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма. // Сов. этнография. 1993. — № 4 — С. 41−56.
  17. Е. А., Сарсамбекова А. С. Роль средств массовой информации в процессах межэтнического взаимодействия. // Материалы международной научно практической конференции «Сейтеновские чтения». — Кокшетау, 2008. — С. 234 -236.
  18. Ш. К. Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде. Новосибирск: Издательство института археологии и этнографии СО РАН, 2002. — 104 с.
  19. Ш. К., Клейменова Н. В. Пища степных казахов Алтайского края. // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Сб. науч. тр. в 3-х ч. Омск, 2004. — Ч.П.- С. 54−56.
  20. К. Н. Казахи и татары Западной Сибири (1919 1932 гг.). — Алма — Ата: Тылым, 1992. — 120 с.
  21. Воронин О. В. Межэтнические взаимоотношения в Алтайском регионе
  22. России: история и современные проблемы. Барнаул: Азбука, 2004. — 90 с.
  23. Ю.В., Шкаратан О. И. О соотношении истории, этнографии исоциологии. // Сов. этнография. 1969. — № 3. — С. 3−19.
  24. Ю.В., Козлов В. И. Ленинизм и основные тенденции этническихпроцессов в СССР. Сов. этнография. — 1970. — № 1. — С. 3−14.
  25. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412 с.
  26. Ю.В., Гурвич КС., Козлов К. И. Этнические процессы в СССР. //
  27. Этнические процессы в современном мире. М., 1987. — С. 97−163.
  28. С.И., Губогло М. Н. Развитие и взаимодействие этнографических и этнолингвистических процессов в советском обществе на современном этапе. // История СССР. 1974. — № 4. — С. 24−46.
  29. С.И., Губогло М. Н. Факторы распространения двуязычия у народов СССР (по материала этносоциологических исследований). // Сов. этнография. -1975.-№ 5.-С. 17−30.
  30. . Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998. — № 4. — С. 3−26.
  31. А. К. Основные черты и особенности современной этнокультурной ситуации в Акмолинской области Республики Казахстан. // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Баранул, 2003. — С. 6−9.
  32. О. А., Терентьева JI.H. Этнографическое исследование национальных процессов в Прибалтике. // Сов. этнография. 1965. — № 5. — С. 3−19.
  33. В.К., Долгих Б. О., Жданко Т. А. Основные направления этнических процессов у народов СССР. // Сов. этнография. 1961. — № 4. — С. 9−29. Гвоздецкий Н. А., Михайлов Н. И. Физическая география СССР. Азиатская часть. М., 1970. 543 с. С. 173.
  34. Геноцид. Русские в Казахстане: трагическая судьба.- Москва, 2001. С. 36.
  35. Г. Н. Поездка к западным долганам. // Полевые исследования института этнографии. 1979. М.: Наука, 1983. — С. 59- 67. Губогло М. Н. О влиянии расселения на языковые процессы. // Сов. этнография. 1969. — № 5. — С. 16−30.
  36. М.Н. Социально-этнические последствия двуязычия. // Сов. этнография. 1972. — № 2. — С. 26−36.
  37. Л.М. Об изучении социально-психологических аспектов национальных отношений (некоторые вопросы методологии). // Сов. этнография. 1974. — № 4. — С. 15−25.
  38. JI.M. Сближение культур и межнациональные отношения в СССР. // Сов. этнография. 1977. — № 6. — С.11−20.
  39. JI.M. Духовная общность народов СССР: Историко-социологический очерк межнациональных отношений. — М.: Мысль, 1981. -263 с.
  40. . А. Российские казахи в составе РСФСР и СССР в 1917 1991 гг.-Омск, 1999.-184 с.
  41. М.А. Печки-лавочки куда тусу. Русские и казахи: общие черты в обрядах жизненного цикла. // Родина. Российский исторический журнал. -2004.-№ 2.-С. 51−53.
  42. М.А. Русские и казахи: этнокультурные параллели в родильной обрядности. // Народы Евразии: культура и общество: Третий
  43. Международный Евразийский научный форум: Тезисы докладов и сообщений. Астана, 2004. — С.86−88.
  44. И. Ю. Исторические рамки феномена этничности (по поводу статьи С. В. Чешко «Человек и этничность») // Этнографическое обозрение. 1997. -№ 3.-С. 21−31.
  45. И. Ю. Социум этнос — этничность — Нация — Национализм // Этнографическое обозрение. — 2002. — № 1. — С. 3−29.
  46. Кабульдинов 3. Е. Казахи Тобольской и Томской губерний во второй половине XVIII начале XX вв. (историко — демографический аспект). -Павлодар, 2001.-293 с.
  47. А.Б. Культура и быт современного сельского населения Павлодарского Прииртышья: Автореф. дис. к-та ист. наук. М., 1989. — 24 с.
  48. Е.В. Проникновение казахов на Алтай в XIX в. и их хозяйственное взаимодействие с русскими. // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Материалы междунар. научно-практ. конф. Вып.5. Барнаул, 2003. — С.49−52.
  49. П. Н. Мордовская пресса и межнациональная проблематика: между должным, сущим и желаемым. // Диагностика толерантности в средствах массовой информации. Москва, 2002. — С. 169 — 187.
  50. Е.И. Метод организации выборки в этносоциологическом исследовании (на материалах сельского населения Карелии). // Вопросы методики этнографических и этносоциологических исследований. М., 1970. -С. 5−15.
  51. Е.И. Языковые процессы в Карелии (по материалам конкретно-социологического исследования карельского сельского населения). // Сов. этнография. 1971.-№ 6. — С. 38−44.
  52. Е.И. Развитие языковых процессов в Карелии (по материалам конкретно-социологического исследования карельского городского населения). // Сов. этнография. 1974. — № 4. — С. 26−36.
  53. Е.И. Национально -культурные ориентации карельского городского населения. // Сов. этнография. 1976. — № 3. — С. 57−68. Козлов В. И. О понятии этнической общности. // Сов. этнография. — 1967. — № 2.-С. 100−111.
  54. Козлов В. И Типы этнических процессов и особенности их историческогоразвития. // Вопросы истории. 1968. — № 9,. — С. 95−109.
  55. В.И. Современные этнические процессы в СССР: к методологииисследования. // Сов этнография. 1969. — № 12. — С. 60−72.
  56. В. И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса
  57. Советская этнография. 1974. — № 2. — С. 84−86.
  58. А.А. Внешность как фактор этнического сопоставления (к вопросу о методике изучения). // Сов. этнография. 1977. — № 3. — С. 14−21.ч
  59. В.П. Этнические процессы у малочисленных народов Средней Сибири. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. — 320 с.
  60. А. X. Национальное самосознание казахского народа. Кокшетау: Издательский центр Кокшетауского университета, 2006. — С. 146. Лаптева И. А. Казахская национально-обрядовая одежда. Возрождение традиций. // Ислам, общество и культура. — С. 94−96.
  61. Н. И. К вопросу об этническом самосознании казахов юга Омской области. // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. Тезисы докладов обл. научной конференции по этнографии. -Омск, 1984.-С. 182−184.
  62. Е.И. Ларина, О. Б. Наумова Кража это вечный наш обычай: умыкание невесты у российских казахов. // Материалы Международной научно -практической конференции «Казахи России: история и современность». -Омск, 2009. — В производстве.
  63. Л.П. О формах донациональных этнических связей. // Вопросы истории. 1967. — № 4. — С. 77−92.
  64. Малъкова В. К Применение контент — анализа для изучения сотрудничества советских народов (по материалам республиканских газет). // СЭ.- 1977.- № 5. -С. 71−80.
  65. В. К. Этническая журналистика и проблемы толерантности. // Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002. -С. 29 — 49.
  66. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1969.-228 с.
  67. Э.С. К проблеме осмысления локального разнообразия культуры. // Сов. Этнография. -1980. № 3. — С. 68 — 72.
  68. Маркарян Э. и др. Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван, Изд-во АН Арм. ССР, 1983. — С. 65 -69.
  69. А. Проблема репатриантов и их влияние на этническую структуру населения Казахстана. // Саясат policy. — 2006. — N6. — С.40−44.
  70. А. Т. Диаспора как этнокультурный и этнополитический феномен // Хабаршы. 2007. № 2. С. 122−124.
  71. О. Б. Современные этнокультурные процессы у казахов в многонациональных районах Казахстана: Автореф. дис.. канд. ист. наук. — М, 1991.-24 с.
  72. И.В. Казахи Южного Алтая: ислам и самоопределение этнической группы. // Ислам, общество и культура. Материалы межд. науч. конфер. (к 600-летию ислама в Сибири). Омск, 1994. — С. 115−117.
  73. И.В. Казахи юго-восточного Алтая: этническая история и этническая идентичность. // Народы Евразии. Этнос, этническое самосознание, этничность: проблемы формирования и трансформации. — Новосибирск, 2005. С. 27 — 46.
  74. В.В. Удмурты. Опыт компонентного анализа этноса. JL, 1977. -262 с.
  75. В.В. Системный подход к этносу (к постановке проблемы). // Расы и народы. 16. — М., 1986. — С. 12−30.
  76. В.В. Этнические процессы в городах СССР и некоторые проблемы их изучения. // Сов. этнография. 1969. — № 5. — С. 3−15. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 28.02.2007 г.
  77. Проваторова О. М, Бояубаева Г. А. О некоторых аспектах современной духовной культуры казахов юга Западной Сибири. // Духовная культура народов Сибири. Томск, 1980.-С. 168−176.
  78. О.М. Межэтнические контакты казахов Западной Сибири как фактор этнического развития. // Этническая история тюркоязычных народов
  79. Сибири и сопредельных территорий. Тезисы докладов обл. науч. конфер. по этнографии. Омск, 1984. — С. 180−182.
  80. С. Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспект // Этнографическое обозрение. 1998. — № 6. — С. 3−15. Рыбаков С. Е. О методологии исследования этнических феноменов // Этнографическое обозрение. — 2000. — № 5. — С. 3−16.
  81. С. Е. Этничность и этнос // Этнографическое обозрение. 2003. — № З.-С. 3−24.
  82. А. С. Некоторые вопросы толерантности и этноконфессионального согласия в СМИ Омской области. // Материалы международной научно практической конференции молодых ученых. -Астана, 2006 г. 42 — 47
  83. А. С. Языковые процессы у казахов Омска. // Казахи Омского Прииртышья: история и современность. Материалы научной конференции, посвященной 18- летию национально-культурного центра «Молдир». Омск, 2007 г. — 187 — 192.
  84. А. С. Языковая ситуация в среде казахского населения Западной Сибири и Северного Казахстана. // Омский научный вестник. 2007 — Приложение к № 5 (59). — С. 52 — 56.
  85. А. С. Календарная обрядность казахов в условиях глобализации. // Материалы VII Международной научно практической конференции «Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития». — Омск, 2008. — С. 283−286.
  86. М. Свидетель времени язык. // Мысль. — 2006. — N8. — С.50−55.
  87. .К. Погребальная обрядность казахов Горьковского района Омской области. // Исторический ежегодник: Специальный выпуск. Посвящается 60-летию проф. Н. А. Томилова. Омск, 2001. — С. 220−224.
  88. .К. Погребальные комплексы казахов Горьковского района Омской области. // Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук.-Омск, 2001.-С. 181−187.
  89. Смагулов Б. К Некоторые особенности в устройстве могил у казахов Омской области. // Степной край: зона взаимодействия русского и казахского народов (XVIII-XX вв.): Тезисы докладов и сообщений II Межд. науч. конфер. С. 179−180.
  90. В. А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. 1997. -№ 3. — С. 3−21.
  91. В. А. Культура толерантности в России. // Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002. — С. 9−18.
  92. Тер-Саркисянц А. Е. Этносоциологическое исследование в Северной Осетии. // Полевые исследования института этнографии. 1974. М., 1975. — С. 206 214.
  93. Н.А. Современные этнические процессы среди городских татар Западной Сибири.// Сов. этнография. 1972. — № 6. — С.87−97. Томилов Н. А. Современные этнические процессы среди сибирских татар.-Томск: Изд-во ТГУ, 1978. — 208 с.
  94. Н.А. Казахи Западной Сибири в конце XVI первой четверти XIX вв.// Этногенез и этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. — Омск, 1983. — С.68−86.
  95. Н.А. Этническая история, этносоциология и этнические процессы: некоторые теоретические и методические аспекты. // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1984. -С.13−18.
  96. Н. А. Казахи Западно-Сибирской равнины в конце XVI начале XX в. // Казахи Омского Прииртышья: история и современность. — Омск: Издательство-Полиграфист, 2007. — С. 205 — 211.
  97. А. М. Кочевники и внешний мир. Алматы: «Дайк — Пресс», 2000. -604 с.
  98. А.И. Конкретно-социологические исследования двуязычия. // Проблемы двуязычия и многоязычия.- М., 1972. С. 160−176. Хомич JI.B. О содержании понятия «этнические процессы». // Сов. этнография. — 1969. — № 5. — С. 79−87.
  99. Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых. // Сов. этнография. 1967. — № 4. — С. 94−109.
  100. С. В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. 1994. — № 6.-С. 35−49.
  101. К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры. // Сов. этнография. 1972. — № 3. — С. 73−85. К. В. Чистов. Народные традиции и фольклор: очерки теории. — Л., Наука, 1986.-С. 21.
  102. В.Н. Опыт использования похозяйственных книг для изучения сельского населения (на примере Сорокского района Молдавской ССР).
Заполнить форму текущей работой