Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Институциональные основы формирования региональной образовательной среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое значение в развитии региональной образовательной среды имеют маркетинговые коммуникации. Высокий спрос на высшее образование привел к резкому расширению коммерческого приема в учреждения ВПО. Это потребовало создание специальных маркетинговых служб, изучающих потребности регионов в специалистах и предлагающих различные виды маркетинговых коммуникаций. Произошло создание большого количества… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ УЧРЕЖДЕНИЙ 57 ВПО В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 2. 1. Учреяедение высшего профессионального образования в конку- 57 рентной региональной образовательной среде
    • 2. 2. Оценка конкурентоспособности учреждений высшего профес- 76 сионального образования потребителями образовательных услуг
    • 2. 3. Оценка конкурентоспособности учреждений высшего профес- 87 сионального образования в регионе на основе рейтинговой системы
    • 2. 4. Оценка эффективности межсекторного социального партнерст- 96 ва
  • Глава III. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ РЕИНЖИНИРИНГ РЕ- 103 ГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
    • 3. 1. Основные направления формирования открытой образова- 103 тельной среды на основе системы электронного обучения
    • 3. 2. Моделирование реинжиниринга в открытой региональной об- 115 разовательной среде
    • 3. 3. Модель финансового управления учреждением высшего про- 126 фессионального образования в условиях конкурентной образовательной среды
  • Глава I. ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
    • 1. 1. Регионализация системы высшего профессионального образования в России
    • 1. 2. Спрос и предложение на региональном рынке образовательных услуг
    • 1. 3. Социально-экономические предпосылки формирования региональной образовательной среды

Институциональные основы формирования региональной образовательной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Важной составной частью рыночной экономики является рынок образовательных услуг. Результат деятельности в сфере образования проявляется в перспективе, когда подготовленный специалист оказывается на рынке труда. В то же время эффект, получаемый человеком и обществом от образовательного процесса, трудно количественно оценить. Уровень развития образования можно определить как один из важнейших индикаторов состояния экономики и социальной сферы страны.

Развитие рыночных отношений, недостаточное бюджетное финансирование, низкий уровень заработной платы работников образования обусловливают появление платных форм образовательных услуг. Расширение платных форм образовательных услуг сопряжено с определенными трудностями: невысокий платежеспособный спрос населения на эти услуги (особенно в сельской местности), падение престижа технического образования в обществе и другие. Тем не менее, в настоящее время уже сложился определенный рынок образовательных услуг. Самыми активными участниками этого рынка выступают учреждения высшего профессионального образования и дополнительного образования, которые оказывают платные услуги населению.

Исследование образовательной среды в регионе обусловлено двумя основными обстоятельствами. Первое (макроэкономическое) обстоятельство определяет потребность в исследовании конкурентоспособности учреждения высшего профессионального образования со стороны использования ресурсов. Второе (микроэкономическое) — заключается в том, что в условиях конкурентной рыночной среды каждое учреждение высшего профессионального образования испытывает давление на рынке образовательных услуг со стороны других вузов. Важным моментом экономической теории является принцип ограниченности ресурсов. Возникает экономическое противоречие между растущими потребностями общества в высококвалифицированных специалистах и ограниченностью ресурсов, доступных для их удовлетворения.

Это противоречие особенно обостряется в условиях кризисной демографической ситуации в России.

Для анализа рынка образовательных услуг необходимо сформировать теоретическую и методологическую базу и на основе полученных результатов концептуализировать экономическую сущность образовательных услуг, определить инструменты и методы, способные обеспечить надежную диагностику рыночных процессов.

Одной из проблем исследуемой темы является то, что в условиях конкурентной среды сложившаяся система образования в России не в полной мере решает задачи развития общества и регионов, не позволяет сохранять и развивать интеллектуальный потенциал малых городов. Отсутствие возможности получить высшее образование по месту проживания приводит к отъезду молодых людей в крупные города и за пределы своих регионов. Все это обостряет проблему нехватки кадров, влечет за собой негативные социально-экономические последствия.

Высокая социально-экономическая значимость сферы образования, процессы ее коммерциализации, вопросы соотношения государственного и негосударственного секторов рынка образовательных услуг, появление новых форм образовательных услуг, усиление конкурентных отношений на всероссийском и региональном рынках требуют проведения специальных исследований по проблемам формирования региональной образовательной среды и обеспечения конкурентоспособности вуза в регионе. Появление новых форм обучения с применением дистанционных электронных технологий также обуславливают актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Тема формирования образовательной среды в регионе достаточно часто рассматривается современными авторами. Среди них следует выделить труды В. В. Азарьева, В. И. Байденко, Г. А. Балыхина, М. И. Беркович, В. Н. Васильева, JI.C. Гребнева, А. Ф. Киселева, И. Майбурова, Ю. А. Москвичева, В. Н. Неволина и других специалистов в сфере образования. В них исследуются критерии образовательной деятельности вуза, комплексный подход к повышению эффективности деятельности вузов, модели управления вузом на основе информационных технологий и т. д.

Постановка и решение ряда проблем, связанных с обеспечением конкурентоспособности в условиях развития новых форм образовательных технологий, содержатся в работах Е. Белозерцева, Н. В. Бордовской, В. Н. Буркова, Д. А. Новикова, Л. Волович, А. И. Галагана, Е. Ершовой, В. Корнева, В. Лев-шиной, Н. Ф. Ефремовой, О. Зубаревой, И. Ильинского, А. Коваленко, М. В. Макаровой и ряда других ученых. В них исследуется организационно-экономическое обеспечение функционирования механизма подготовки кадров для региональной экономики, культурно-образовательная среда провинциального города, система оценки качества образовательной деятельности, система менеджмента качества.

Развитие электронных форм обучения нашло отражение в трудах В. В. Вержбицкого, Ю. Ю. Власовой, А. В. Гагариной, В. А. Зернова, B.C. Иванова, М. В. Макаровой, В. Л. Нестерова, А. Печенкина, В. И. Радченко, В. П. Тихомирова и других российских ученых, рассматривающих проблемы рынка образовательных услуг через призму информатизации и компьютеризации общества. Этими учеными раскрыта сущность образования в среде e-learning, доказаны преимущества системы электронного обеспечения и проблемы, возникающие при этом в регионах.

Однако, несмотря на то, что в отечественной литературе много внимания уделяется развитию рынка образовательных услуг, проблемы формирования институциональных основ региональной образовательной среды и обеспечения конкурентоспособности вуза в регионе еще не нашли должного отражения. Недостаточно освещен и вопрос развития образовательных учреждений в регионах в условиях изменения концептуальных вопросов образования, внедрения новых образовательных технологий в условиях формирования конкурентной образовательной среды.

Целью работы является разработка теоретико-методологических основ институционализации региональной образовательной среды, оценки конкурентоспособности учреждения высшего профессионального образования в региональной социально-экономической системе.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие основные задачи:

— исследовать регион как социально-экономическую систему и место в ней системы высшего профессионального образования;

— рассмотреть спрос и предложение на региональном рынке образовательных услуг и выявить социально-экономические предпосылки формирования региональной образовательной среды;

— определить конкурентоспособность учреждения высшего профессионального образования на рынке образовательных услуг и его место в региональной образовательной среде;

— на основе анализа качества образования определить условия его обеспечения в регионе в условиях развития конкуренции на рынке образовательных услуг, произвести оценку конкурентоспособности учреждения высшего профессионального образования потребителями образовательных услуг;

— раскрыть сущность маркетинговых коммуникаций и показать их значение в обеспечении конкурентоспособности учреждения высшего профессионального образования в регионе, показать оценку вузов на основе рейтинговой системы;

— выделить основные направления формирования открытой образовательной среды на основе системы электронного обучения;

— показать влияние реинжиниринга образовательных процессов на конкурентоспособность вуза и исследовать его моделирование в открытой региональной образовательной среде;

— обосновать модель финансового управления учреждением высшего профессионального образования в условиях конкурентной образовательной среды.

Объектом исследования является региональная образовательная среда в социально-экономической системе региона.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений по поводу институционализации региональной образовательной среды и обеспечения конкурентоспособности учреждения высшего профессионального образования в регионе.

Теоретическая и методологическая база исследования. Основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам анализа деятельности высших учебных заведений как элемента региональной социально-экономической системы. В ходе написания работы были использованы Федеральные законы, постановления Правительства РФ, нормативные акты Министерства образования и науки РФ, региональные нормативно-правовые документы.

Методом исследования, использованным в работе, явился диалектический метод. Диссертационная работа базируется на принципах единства исторического и логического подходов к анализу экономических явленийрациональности построения и функциональной специализации экономических систем и подсистем. В работе использовались методы сравнительного, структурного, коэффициентного и индексного анализа, обобщений и группировок, а также табличные и графические приемы визуализации статистических данных.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. Выявлены методологические особенности формирования региональной образовательной среды, основой которых является целесообразность использования принципа диглоссии в связи с тем, что образование характеризуется как смешанное общественное благо.

2. Обоснована методика определения конкурентоспособности учреждения высшего профессионального образования в регионе, при этом содержательно дополнено определение категорий «рынок образовательных услуг», «образовательная услуга», «конкурентоспособность учреждения ВПО».

3. Определены экономические особенности региональных систем образования, связанные с углубляющейся дифференциацией уровня технико-экономического развития российских регионов.

4. Выявлены основные подходы к оценке конкурентоспособности учреждения высшего профессионального образования в регионе, разработан алгоритм оценки конкурентоспособности образовательной услуги.

5. Исследованы модели оценки эффективности e-Leaning проектов и проблемы их использования в деятельности учреждений высшего профессионального образования в регионах, разработана методика расчета затрат на электронное обучение.

6.Установлена специфика спроса на образовательные услуги в регионе, проявляющаяся в развитии дистанционного электронного образования, предложена авторская методика управления качеством образования на основе рейтинговой оценки.

7. Произведена оценка эффективности межсекторного социального партнерства органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов и образовательных учреждений.

8. Разработана модель финансового управления учреждением высшего профессионального образования в условиях конкурентной образовательной среды.

На защиту выносятся следующие наиболее существенные научные результаты:

— определение сущности и выявление методологических основ определения региональной образовательной среды;

— методика определения затрат на электронное обучение и авторская модель оценки эффективности e-Learninq проектов;

— методика оценки конкурентоспособности учреждения высшего профессионального образования потребителями образовательных услуг, а также межсекторного социального партнерства.

Теоретическая значимость диссертации определяется системой полученных теоретических результатов, раскрывающих условия обеспечения конкурентоспособности учреждения высшего профессионального образования в регионе. Обоснована необходимость разработки и использования стратегии развития вуза в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг.

Работа является комплексным исследованием вопросов обеспечения конкурентоспособности учреждения ВПО на региональном рынке образовательных услуг, позволяющим теоретически обосновать направления экономической политики субъектов Федерации по развитию сферы образования как важнейшего элемента региональной социально-экономической системы.

Практическая значимость диссертационной работы. Результатом исследования также стала возможность повышения качества стратегических решений, направленных на устойчивое развитие регионов на основе обеспечения их высококвалифицированными кадрами с высшим профессиональным образованием.

Основные положения, выводы и рекомендации можно использовать:

— при выработке и реализации решений органов власти разных уровней по вопросам управления социально-экономическим и научно-техническим развитием регионов;

— при дальнейшем реформировании федерального и регионального законодательства в сфере образования;

— в практической деятельности руководителей образовательных учреждений по обеспечению конкурентоспособности учреждения ВПО в регионе, созданию эффективной стратегии развития высших учебных заведений;

Основные теоретические положения диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе в учреждениях высшего профессионального образования. Ряд положений диссертации, такие как методика определения конкурентоспособности учреждения ВПО в регионе, модель оптимального функционирования учебного процесса, система показателей качества деятельности вуза и другие, могут служить методологической основой для дальнейшего исследования проблем функционирования учреждений высшего профессионального образования.

Апробация полученных результатов. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-методической конференции «Математика и математическое образование» (г. Ярославль, 06.05.2004, 4−5.05.2006) — Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие экономики: теория и практика», Ярославль, Яр-ГУ, 2005; III Международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодежь и экономика», 19 апреля 2006 г. Ярославль, ЯВФЭИВсероссийской научно-практической конференции посвященной 90-летию А. И. Кащенко «Экономическая теория, прикладная экономика и хозяйственная практика: проблемы взаимодействия», г. Ярославль, ЯрГУ, 2006.

Теоретические положения диссертации нашли отражение в практической деятельности и учебном процессе Ярославского государственного технического университета, Рыбинской государственной авиационной технологической академии имени П. А. Соловьева, Международного университета бизнеса и новых технологий, ИПК «Конверсия — Высшая школа бизнеса», в деятельности Совета в поддержку образования и науки (СПОН) Ярославской области (имеются акты внедрения).

По материалам диссертации опубликовано 10 научных работ (объем -3.4/3,15 п.л.).

Структура и объем работы. Диссертационная работа изложена на 159 страницах основного текста и состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения, списка используемой литературы, состоящей из 159 наименований, текст содержит 17 рисунков, 16 таблиц, 12 приложений.

Заключение

.

В условиях развития рыночных отношений в России особое значение принадлежит институционализации региональной образовательной среды, обеспечению конкурентоспособности учреждений высшего профессионального образования. При этом одно из главных направлений образования в России связано с повышением его качества. Актуализация этой проблемы во многом обусловлена децентрализацией высшей школы. Среди ее очевидных последствий — расширение автономии учреждений ВПО, что возложило на них гораздо большую ответственность за состояние подготовки специалистов.

Если прежде качество высшего образования обсуждалось преимущественно на государственном уровне, то теперь потребители специалистов либо прямо, либо опосредованно, через механизмы рынка труда и рынка образовательных услуг побуждают учреждения ВПО добиваться улучшения профессиональной подготовки своих выпускников. За последние годы существо проблемы качества высшего образования, а также организационно-управленческие, педагогические и иные методы ее решения кардинально трансформировались.

По итогам диссертационного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Обеспечение конкурентоспособности учреждения ВПО является важной задачей его деятельности в условиях развития рынка образовательных услуг. Возник особый характер конкуренции между учреждения ВПО, имеющими уникальную историю и устоявшиеся традиции в образовательной сфере.

Особую значимость конкурентные отношения имеют в условиях развития платных услуг, внедрения в образовательный процесс новых технологий, связанных с дистанционным и электронным обучением. При этом конкурентоспособность учреждения ВПО определяется как его комплексная характеристика за определенный период времени в условиях конкретных рынков труда и образовательных услуг отражать превосходство перед учреждениями ВПО — конкурентами по качеству образования. Лучшее учреждение ВПО должно успешно реализовывать существующие и внедрять новые образовательные программы, использовать современные образовательные технологии и своевременно реагировать на изменяющиеся условия внешней среды.

2. Нами определено, что образовательная услуга является особым видом экономического продукта. В ходе образовательного процесса создается потребительная стоимость, что означает «полезность образовательной услуги». Образовательный процесс предстает как производственный процесс, который длится определенное время и завершается выпуском уникальной социально-экономической продукции — специалистов для общества и экономики. При этом полученное образование нами признается как особая форма средства производства, с помощью которого его обладатель удовлетворяет общественные потребности и обеспечивает себе достойный уровень существования.

3. Особое значение в развитии региональной образовательной среды имеют маркетинговые коммуникации. Высокий спрос на высшее образование привел к резкому расширению коммерческого приема в учреждения ВПО. Это потребовало создание специальных маркетинговых служб, изучающих потребности регионов в специалистах и предлагающих различные виды маркетинговых коммуникаций. Произошло создание большого количества филиалов и представительств крупных учреждений ВПО в малых городах. С одной стороны, это стало общественным благом, так как приблизило образовательный процесс к месту жительства обучаемых. Но с другой стороны, это значительно ослабило требования к студентам и преподавателям и привело к снижению качества обучения. Понизилось качество подготовки экономистов и юристов, число которых очень возросло.

4. Мы считаем, что важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности учреждения ВПО в регионе является создание интегрированной системы управления качеством образования. На наш взгляд, в сфере образования следует применять следующую формулу: конкурентоспособность учреждения ВПО = качество образовательных услуг + цена + удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах. В исследовании предложена модель внутривузовской системы менеджмента качества высшего профессионального образования, которая включает девять критериев.

5. Произведен анализ моделей эффективности e-Learning проектов и предложена методика расчета затрат на электронное обучение. Отмечено, что в условиях конкуренции на региональных рынках образовательных услуг наибольшего успеха добивается учреждение ВПО, внедрившее оптимальную систему обучения. При этом должна производиться оценка затрат, основной целью которой является составление бюджета проекта и контроль за его исполнением.

В общие затраты на электронное обучение нами включены: затраты на оборудование (программная и аппаратная платформы) — затраты на покупку готовых курсовзатраты на разработку, актуализацию и внедрение учебных материаловзатраты на обучениеадминистративные затраты. Представлена формула расчета итогового срока выполняемых работ по созданию электронных курсов.

6. В работе представлена модель финансового управления учреждением ВПО в условиях конкурентной образовательной среды, составленная на основе экономико-математического моделирования. При этом определены общая структура модели, оптимальное управление системой и прогнозирование показателей оценки, оптимальное финансирование.

7. Важное значение имеет оценка конкурентоспособности учреждений ВПО в регионе на основе рейтинговой оценки. Нами предложены компоненты, составляющие исходную базу рейтингов. Среди них: признак сравнительной характеристики учреждений ВПО, система показателей, используемая для анализа, методы расчета отдельных показателей, принципы построения рейтинговой таблицы. В условиях конкурентных отношений между учреждениями ВПО в регионе качественные показатели рейтинговой оценки позволяют присваивать им баллы не по масштабам, а по степени достижения результатов образовательной деятельности и удовлетворения потребностей рынка образовательных услуг и рынка труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
  2. О Стратегии модернизации высшего образования. Постановление VII съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений. Москва, 6−7 декабря 2002.
  3. Приказ Минобразования России от 19 июля 2002 г. № 2822 «О региональной научно-технической политике высшей школы России».
  4. Приказ Минобразования России от 26.11.2002 г. № 4125 «О совершенствовании системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров высших и средних специальных учебных заведений».
  5. В. В. Разработка брэнда высшего учебного заведения как элемент построения системы менеджмента качества / В. В. Азарьева // Университетское управление: практика и анализ. 2004. -№ 2(31). С. 110−113.
  6. B.C., Бышовец В. Д., Дагаев А. А., Майоров А. Н., Селюков В. К. Финансирование образования с помощью рынка государственных ценных бумаг//Высшее образование сегодня.- 2002.- № 6.- С. 6−9.
  7. А. Правовые основы взаимодействия власти и некоммерческих организаций в России // Журнал «SEAL», весна 2004, — с. 2.
  8. А.Е., Семухин М. В. Модели и алгоритмы принятия решений в нечетких условиях. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2000. 352 с.
  9. Ю.Анискин Ю. П., Павлова A.M., Планирование и контроллинг: Учебник. М.: Омега-Л, 2003.-280 с.
  10. П.Астратова Г. В. Проблемы современного экономического образования в аграрных вузах России / Г. В. Астратова, Т. А. Кусаинов, Г. И. Журухина // Журнал аграрной экономики и маркетинга-2002 № 1.- С.63−69 (http://fep.vsau.ru/journal/l/soder.htrn).
  11. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений: Справочное издание. Т2. Учреждения профессионального образования. — М., 2001.- 112 с.
  12. А.А. Конкурентоспособность товаров на потребительских рынках.- М., 1999.-С.46.
  13. Андерсек Клаус. Институциональное академическое предпринимательство в университете//Высшее образование сегодня.- 2004.- № 8.- С. 58−65
  14. .Н. Математическое образование в России и США//Высшее образование сегодня.- 2002.- № 12.- С. 51−55.
  15. А.С. Использование банковских инструментов для привлечения финансовых ресурсов в профессиональное образование//Высшее образование сегодня, — 2002.- № 6, — С. 10−12.
  16. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы (монография).- М.: Иссл. Центр, 1999, — 295 с.
  17. В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы, — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.- 2002.- 128 с.
  18. Т.А. Региональная система образования: проблемы и пути решения: Тезисы докладов Международной научно-методической конференции «Университеты в формировании специалистов XXI века» Т.1 / Т. А. Балина, В. П. Красных.- Пермь: ПермГУ, 1999. -С.3−4.
  19. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект / Г. А. Балыхин М.: Экономика, 2003.- 428 с.
  20. Г. А., Красильникова А. В., Чеботаревский Ю. В. Субсидии в сфере образования перспективный инструмент государственной полити-ки//Высшее образование сегодня.- 2002, — № 6.- С. 2−5.
  21. Г. Привлечение внебюджетных средств образовательными учре-ждениями/УРоссийский экономический журнал.- 2003, — № 2.
  22. Барблан Андрис. Академическое сотрудничество и свобода передвижения в Европе//Высшее образование в Европе.- 2000, — № 3.
  23. Е. Культурно-образовательная среда провинциального горо-да//Высшее образование в России.- 2004.- № 6.- С.75−79.
  24. М.И., Жукова Н. В. Образовательные услуги как особый вид экономического продукта //Социально-экономические проблемы развития российского общества. Сб. науч. трудов/ Отв. ред. Ю. В. Коречков.- Ярославль.: Аверс-Пресс, 2005.- С.207−213.
  25. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие/Под науч. Ред. В. И. Байденко.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.- 408 с.
  26. Большой Экономический Словарь.- М., 2002.
  27. Н.В. Оценка качества образования: уровневый под-ход//Высшее образование сегодня.- 2002.- № 9.- С. 18−28.
  28. Бочарников В.П. Fuzzy-Технология: математические основы практика моделирования в экономике. Санкт-Петербург, 2001, 328 с.
  29. В.Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы теории активных систем в управлении качеством подготовки специалистов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
  30. А.Д., Аксенов К. В., Румянцева Е. В. Роль хозяйствующих субъектов в подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования региона. Монография. Ярославль: изд. А. Рутман, 2003. — 168 с.
  31. В.Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы теории активных систем в управлении качеством подготовки специалистов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
  32. Н.П., Калашников В. В., Коваленко И. Н. Лекции по теории сложных систем М.: Советское радио, 1973.
  33. А.В. Предпринимательство: Учебник, — М.: Дело, 2000 С.236−237.
  34. Ван дер Венде М. Болонская декларация: расширение доступности и усиление конкурентоспособности высшего образования в Европе//Высшее образование в Европе.- 2000.- № 3.
  35. И., Черняева В. Показатели корпоративной культуры ву-за//Высшее образование в России, — 2004.- № 1, — С. 77.
  36. В.Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий. Петрозаводск.: Изд-во ПетрГУ, 2000-
  37. В.Н., Тойвонен Н. Р. Северо-Европейский открытый универси-тет//Высшее образование сегодня.- 2002.- № 9.- С. 29−32.
  38. В.В., Власова Ю. Ю. Дистанционное обучение в странах СНГ: мониторинг образовательных потребностей и возможностей. Аналитический обзор/В.В. Вержбицкий М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2003.- С. 59.
  39. Е.Н. Региональная экономика и выбор направлений обучения в системе открытого образования//Тезисы докладов I межрегиональной научно-практической конференции, — Астрахань: АФ МЭСИ, 2002.- С. 14−15.
  40. А.Б. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики.- 2002. № 8.- С. 115−121.
  41. А.Б. Экономика образования: Пособие для системы повышения квалификации работников образования/ А. Б. Вифлеемский.М.: Народное образование, 2003.-368с
  42. Ю.Р., Шапко В. Т. Студент 90-х социокультурная динамика// Социология образования перед новыми пролемами.- Москва-Омск, 2003, — С. 288.
  43. Л. Нравственное измерение учебных дисциплин//Высшее образование в России.- 2004, — № 9.- С. 92−93-
  44. Н.Ю. Имидж организации и механизм его формирова-ния//Высшее образование сегодня.- 2004.- № 7.- С.20−27-
  45. O.JT. Германия/ Сб. науч. тр. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира.- М.: ИЦ ПКПС, 1994.- С. 45−63.
  46. Высшее и среднее профессиональное образование в российской Федерации: Стат. справ. 2002.- М., 2003.
  47. А.В. Организационно-экономическое обеспечение взаимодействия органов государственного управления и хозяйствующих субъектов в подготовке квалифицированных кадров для экономики региона. Дисс.. канд. экон. наук.-Ярославль, 2005, — С. 138.
  48. Галаган А. И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций / А. И. Галаган // Социально-гуманитарные знания. -2002. N 5. — С. 72−85.
  49. Государственные высшие и средние специальные учебные заведения Костромской области на начало 2003/2004 учебного года (Стат. бюллетень).-Кострома, 2003.- С.З.
  50. Государственные высшие и средние специальные учебные заведения Костромской области на начало 2004—2005 года (Статистический бюллетень).-Кострома, 2004.- С. 11.
  51. JT.C., Розина Н. М., Смирнов С. А. Использование зачетных единиц в высшем образовании//Высшее образование сегодня.-2002.-№ 9.-С.14−17.
  52. JT. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения//Высшее образование в России.- 2004, — № 1.- С. 36.
  53. Н.И. Япония/ Сб. науч. тр. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира.- М.: ПКПС, 1994, — С. 29−44.
  54. Данные Департамента образования и науки Ярославской области. -Ярославль.- 2006.
  55. . Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.
  56. Д.В. Ледашева Т.Н .Использование когнитивных моделей при построении комплексной оценки состояния территории // Электронный журнал «Исследовано в России»
  57. В.И. Наука управлять//Платное образование.- Дек. 2003 янв.2004,-№ 12.- С. 32.
  58. Е., Корнев В., Левшина В. Интегрированная система менеджмента ВУЗа. Методические основы к ее формированию//Стандарты и качество.2005.-№ 1.-С.76−79.
  59. B.C. Города России: Сравнительный анализ социально-экономических ситуаций 2000/2001 годов (Результаты пилотного исследования) / В. С. Ефимов, Ю. В. Честнов // Городское управление. 2003. — № 8. -С. 39−44.
  60. Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании.- Ростов н/Д: Изд. Центр ДГТУ, 2001.- 187 с.
  61. Н.Ф. Единый государственный экзамен и мониторинг качества образования//Высшее образование сегодня, — 2002.- № 12.- С.28−33.
  62. E-Leaning//E-Leaning Word (Мир электронного обучения).-2004-№ 1.-С. 16.
  63. Т.Б. Создание системы государственного регулирования подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на основе государственного заказа // Вестник Ставропольского государственного университета. 2004. № 36 — С. 7−11.
  64. Зайцев H. J1. Экономика промышленного предприятия: Учебник.- М.: ИН-ФРА-М, 2002.- С. 91.
  65. B.C. Институционально-корпоративный реинжиниринг региональной образовательной среды.- Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2004.- С. 86.
  66. B.C. Инновационные подходы к развитию системы образования (региональный аспект).- Дис. д-раэкон. наук.- М.: МЭСИ, 2005.- С. 68.
  67. И. Об экономической природе современного отечественного образования// Высшее образование в России.- 2004.- № 9.- С. 48.
  68. С.Х. Устойчивое развитие и естественно-научное образова-ние//Высшее образование сегодня.- 2004.- № 8.- С.44−50.
  69. В.А. Проблемы управления качеством в вузах//Стандарты и качество.- 2000.- № 5.- С.82−85.
  70. В. И. Демографические характеристики рынка труда выпускников учебных заведений // Народонаселение. 2003. N 2. — С. 39−46.
  71. А.Ф., Чеботаревский Ю. В. Непрерывная интегрированная подготовка студентов в структуре университетского комплекса//Высшее образование сегодня, — 2002.- № 12.- С.20−23.
  72. А., Геворкян Е., Кравцова Л., Коновалов В., Наводнов В., Петропавловский М. Конкурс на госзаказы: аналитическое сопровожде-ние//Высшее образование в России.- 2003.- № 6.- С. 24.
  73. Е.В., Меркулова О. П. Обеспечение качества образовательного процесса (уровень факультета): Науч.-метод. материалы., Волгоград: Перемена, 2000.- 76 с.
  74. А. Образовательный франчайзинг (Еще раз о статусе филиа-ла)//Высшее образование в России.- 2004, — № 12, — С. 6.
  75. А. А., Козин И. Ф., Кожевников С. А. и др. Всеобщий менеджмент качества: Учеб. пособие / Под общей ред. С. А. Степанова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001. 200 с.
  76. .К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты, — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.- 144 с.
  77. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учеб. пособие // В. Г. Наводнов, Е, Н. Геворкян, Г. Н, Мотова, М, В, Петропавловский. Москва- Йошкар-Ола: Науч.-информ. центр гос. аккредитации, 2001. 192с.
  78. И.Н. Экономическая безопасность производства образовательных услуг и ее институциональное обеспечение.- Автореф.дис. канд. экон. наук.- Ярославль, 2004.
  79. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1990.- С. 62.
  80. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок. Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2001.- С. 48.
  81. Г. Самооценка вузовской элиты // Высшее образование в России. 1998. № 3. — С. 22−28.
  82. О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг//Социология образования перед новыми проблемами.- Москва-Омск. -2003.- С.20−26.
  83. A.JI. Конкурентоспособность образовательных услуг негосударственных вузов: к разработке категориального аппарата/ТРоссийский экономический журнал.- 2004.- № 9−10.- С. 106−107.
  84. Н.А. Высшее образование: проблемы регионализации в современной России.- Екатеринбург Чита, 2002.- С. 77.
  85. М. Создай свой имидж. Коммуникативный/УПлатное образование.- 2003.-№ 12.- С.41−45.
  86. И. Высшая школа в регионе: механизм финансирова-ния//Высшее образование в России.- 2004.- № 1.- С. 29.
  87. А.Н. Мониторинг в образовании.- СПб.: Образование культура, 1998.-343 с.
  88. И.М. Формирование стратегии предприятия в условиях рыночной экономики. Ярославль. Верхневолжский региональный центр РАЕН, 1997. 215 с.
  89. А.А. Комплексный мониторинг качества образования.- М.: Ис-след. Центр, 1998.- 265 с.
  90. А.С. Образовательный франчайзинг: сущность, принципы построения и функционирования сети.- Автореф. дис. .канд. экон. наук,-М.: МЭСИ, 2002.- С. 5.
  91. М.В. Организационно-экономическое обеспечение функционирования механизма подготовки кадров высшей квалификации для региональной экономики. Автореф. дис.канд.экон.наук.- Ярославль, 2005.- С. 10.
  92. В., Галкин В., Федоров И. Открытое образование: перспективы, рациональность, проблемы.//Высшее образование в России.- 2004.-№ 1.- С. 93.
  93. А.К. Психология профессионализма.- М., 1996.
  94. Д.В. Рынок образовательных услуг: методологические аспекты. Автореф. дис. канд.экон.наук.-Ярославль, 2002.
  95. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.:Дело, 1992.-С.602.
  96. С.В., Подольский В. Е., Кузьмин С. Н. Университет как центр новых информационных технологий//Высшее образование сегодня.- 2002.-№ 2.- С. 23.
  97. Ю.А., Разумов С. В. Повышение эффективности деятельности вуза комплексный подход/ Образование в информационную эпоху. Сборник научных статей, — Ярославль: МУБиНТ, 2001.- С. 58.
  98. В.Г., Петропавловский М. В. Аналитическое сопровождение конкурса на размещение государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием.- Йошкар-Ола, 2003-
  99. И. Региональный университет в глобальной среде//Высшее образование в России.- 2004.- № 12.- С.93−96-
  100. В.Н. Высшая школа как основа возрождения науки в России/Материалы II Всероссийской конференции «Подготовка научных кадров в Российской Федерации. Состояние, перспективы развития».- Н. Новгород, 2002.- С. 13−21-
  101. В.Л., Радченко В. И. Управление устойчивостью функционирования вуза//Университетское управление: практика и анализ. 2003.- № 5−6.-С. 103−115.
  102. В.Л., Радченко В. И. Критерии учебной деятельности ву-за//Информатика и образование. 2004, — № 3.- С.113−114-
  103. В.Л., Радченко В. И. Модель финансового управления учебным процессом вуза//Университетское управление: практика и анализ,-2004.-№ 3,-С. 13.
  104. Н.В. Имя как знак и залог//Платное образование, — 2004.-№ 9, — С.42−45-
  105. В. Шаронова С. Болонский процесс: мифы, иллюзии, реа-лии//Высшее образование в России.- 2004.- № 7.- С. 86−94.
  106. Образование и демографическая ситуация в России. Исследование Фонда общественного мнения.- М., 2004.- С. 6−8.
  107. В. Университет в социально-культурном пространстве регио-на//Высшее образование в России, — 2004, — № 12.- С. 73−75.
  108. Патру М. E-Learning под крылом ЮНЕСКО// E-Leaning Word (Мир электронного обучения).- 2004 № 5−6.- С. 11.
  109. Д.И., Петропавловский М. В., Леухин Д. В. Об информационно-программной технологии сопровождения конкурса на размещение государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием.- Йошкар-Ола, 2003.
  110. А. Образование в E-Leaning//E-Leaning Word (Мир электронного обучения).- 2004 № 1.- С. 19.
  111. Е.В. Франция/ Сб. науч. тр. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира.- М.: ИЦ ПКПС, 1994.-С. 81−97.
  112. М. Конкуренция.: Пер. с англ.- М. Издательский дом «Вильяме», 2001.-С. 162.
  113. Поставщики на e-Learning рынке// E-Leaning Word (Мир электронного обучения).- 2004 № 5−6.- С. 52.
  114. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Доклад А. А. Фурсенко//Высшее образование в России.-2005.-№ 1.- С.5−10.
  115. В.П., Рогожин С. А. Проблема идентификации оценки качества классического университетского образования и рейтинга Министерства образования РФ//Управление качеством образования, 2003.-№ 5−6 (28).- С. 1215.
  116. Д., Федоров И., Шадриков В. Взгляд на развитие системы высшего профессионального образования//Высшее образование в России,-2004,-№ 9.-С. 14−18-
  117. В.В. Проблемы образования волнуют всех. Доклад на VII съезде Российского Союза ректоров//Высшее образование сегодня.- 2002.- № 12.-С.7.
  118. В. «Обучающиеся» организации и университеты//Высшее образование в России.- 2004, — № 11.- С. 118.
  119. Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
  120. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат. сб. -М., 2002.
  121. Рейтинг? Рейтинг. Рейтинг! Каждый вуз должен знать свое ме-сто//Высшее образование сегодня.- 2002.- № 6.- С. 23−25.
  122. А.Н. Анализ финансового состояния организации.- М.: ДЕКА, 2001,-С.15.
  123. В.А. Высшая школа России: традиции и современ-ность//Высшее образование сегодня.- 2002.- № 12, — С. 11.
  124. Свела Эрик E-Leaning краткосрочная тенденция или долгосрочное развитие? //Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, серия экономические науки: «Проблемы новой политической экономии».- 2005.- № 1.- С. 52.
  125. Себкова Хелена. Аккредитация и обеспечение качества высшего образования в Европе//Высшее образование сегодня.- 2002.- № 12, — С. 44−50.
  126. В., Пахомов С., Клейменов А. Модернизация послевузовского профессионального образования//Высшее образование в России.-2004.-№ 12.-С. 25.
  127. С. Болонский процесс: перспективы развития в России/Высшее образование в России.- 2004.- № 1.- С. 43−47.
  128. JI.H. Великобритания. Канада/Сб. науч. тр. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира.- М.: ИЦ ПКПС, 1994.-С. 64−80, 98−112.
  129. Тихомиров В.П. E-Learninq //E-Learninq World Мир электронного обучения.-2004.-№ 1.-С.1.
  130. И.В. Конкурентоспособность современного образования/ Образование в информационную эпоху. Сборник научных статей. Ярославль: МУБиНТ, 2001.- С. 83.
  131. Н.Р. Менеджмент проектной деятельности в международной кооперации вузов//Науч. Вест. Моск. гос. техн. ун-та гражданской авиации. Сер. Общество, экономика, образование.- 2002, — № 47, — С.30−38.
  132. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление, — М.: ИНФРА-М, 2000.-312 с.
  133. В.М. Финансово-экономические аспекты модернизации профессионального образования//Высшее образование сегодня.- 2002.- № 5.-С.2−7.
  134. В.М. О глубинном смысле госзаказа//Поиск.- № 17−18.16.05.2003.- С. 17.
  135. Ю.В. Экономика знаний и проблемы образования//Вестник Московского городского педагогического университета. 2002. № 2.- С. 148 155.
  136. Ю.В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов//Высшее образование сегодня.-2004.- № 8.- С.35−41.
  137. Н.Г. Интегрированная многоуровневая профессиональная подготовка: из опыта Республики Саха (Якутия)//Высшее образование сегодня.- 2002.- № 12.- С.24−27.
  138. К.Н. Соединенные Штаты Америки/ Сб. науч. тр. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира.-М.: ИЦ ПКПС, 1994. С.5−29.
  139. В.В. Экономическая безопасность системы образования как фактор устойчивого развития регионов. Автореф. дис.. канд. экон. наук.-Кострома, 2003.
  140. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход//Высшее образование сегодня.- 2004, — № 8.-С. 26−33.
  141. С.Е., Кальней В. А. ШКОЛА: мониторинг качества образования, — М.: Педагогическое общество России, 2000.-316 с.
  142. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие/ Под ред. Е. Н. Жильцова, Ж. Д. Лафея.- М., 1998.
  143. А., Кратко И., Латышова Л. Маркетинговая деятельность вуза на рынке образовательных услуг и рынке труда//Российский экономический журнал.- 2004.- № 8.
  144. В. Региональный университет: новый этап модерниза-ции//Высшее образование в России.- 2004.- № 12.- С.59−72.157. «Я горжусь тем, что МЭСИ вне конкуренции». Интервью с Тихомировым В.П.//Платное образование — 2004.- № 6.- С. 11.
  145. Е.В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании// Педагогика.- 1999, — № 3.- С. 49.
  146. А.В. Элитное образование и современные технологии обу-чения//Высшее образование сегодня.- 2002.- № 6.- С. 20−22.
  147. Индексы цен и тарифов на отдельные группы платных услуг населениюна конец периода, в процентах)
  148. К предыдущему месяцу Декабрь 2004 г. к декабрю 2003 г. Справочнооктябрь 2004 г. ноябрь 2004 г. декабрь 2004 г. декабрь 2003 г. к декабрю 2002 г.
  149. Жилищно-коммунальные 100,0 100,0 100,0 134,5 139,0
  150. Медицинские 100,0 100,0 100,0 118,7 131,6
  151. Пассажирского транспорта 100,7 98,6 105,0 111,1 110,4
  152. Связи 104,9 99,5 99,5 101,0 121,3
  153. Организаций культуры 106,6 100,0 100,0 108,2 140,6
  154. Санаторно-оздоровительные 100,5 100,0 100,0 123,7 118,7
  155. Дошкольного воспитания 100,0 100,0 100,0 114,7 127,4
  156. Образования 101,2 100,0 100,0 108,4 116,3
  157. Бытовые 100,6 100,3 100,1 106,2 139,0
  158. Структура расходов регионального консолидированного бюджета по уровням образования за 2005 год (в процентах к расходам на образование)
  159. Регион Дошкольное, образов. Общее образов. Нач. проф. образов. Сред, проф. образов. Переподготовка и повышение квалификации Высшее проф. образов. Проч. расходы в образов.
  160. Российская Федерация 18,8 62,6 2,4 3 0,6 1,2 11,4
  161. Белгородская область 18,1 67,8 0,4 3,2 1,4 1,2 7,9
  162. Тверская область 19,2 63,7 0,1 2,8 1,1 0 13,2
  163. Тульская область 20,9 61,9 0,4 2,7 0,9 0,1 13,2
  164. Ярославская область 22,1 61,4 0,2 2,5 0,7 0 13,1
  165. Рязанская область 19 65,6 0,2 3 0,7 0 11,5
  166. Воронежская область 14,7 70,6 0,1 2,2 0,6 0,1 11,8
  167. Ивановская область 25,3 60,9 0,1 2,6 0,6 0 10,5
  168. Калужская область 16,1 65,4 0,2 2,6 0,6 0 15
  169. Смоленская область 16,1 70,4 0,1 1,9 0,6 0,8 9,9
  170. Липецкая область 15,3 65,2 0,2 2,9 0,6 0,5 15,3
  171. Московская область 21 53,9 7,9 2,4 0,6 4 10,3
  172. Тамбовская область 13 74,2 0,2 1,8 0,5 0,9 9,4
  173. Костромская область 19,5 65,1 0,5 3 0,5 0 11,4
  174. Брянская область 16,6 67,6 од 3 0,5 0,1 12,1
  175. Владимирская область 23,7 61 0,4 2,6 0,4 0 12
  176. Орловская область 17 70,4 0,2 3,6 0,4 0,3 8
  177. Курская обл. 12,1 72,7 0,2 3,8 0,2 0,6 10,5
  178. Состав занятого населения по уровню образования (по результатам Всероссийской переписи 2002 г. в процентах к итогу)
  179. Регионы Занятые всего В т.ч. имеют образование, %
  180. Высшее проф. Неполное высшее проф. Среднее проф. Начальное проф.
  181. Российская Федерация 100 22,7 2,3 31,4 12
  182. Белгородская область 100 18,9 1,6 31,1 13,1
  183. Брянская область 100 29,2 2,5 28,6 9,6
  184. Владимирская область 100 18,8 2 28,3 13,8
  185. Воронежская область 100 23,1 1,2 21,7 8,3
  186. Ивановская область 100 18,3 1,5 32,5 11,9
  187. Калужская область 100 18,6 1,8 31,5 17
  188. Костромская область 100 17,4 0,7 39,7 12,6
  189. Курская область 100 20,4 1,4 28,3 12,7
  190. Липецкая область 100 20,1 1,8 27 15,5
  191. Московская область 100 28,7 3,2 34,2 7,8
  192. Орловская область 100 18,7 1,4 31,4 13,9
  193. Рязанская область 100 21,3 2 28,3 14,1
  194. Смоленская область 100 19,5 1,6 30,8 11,9
  195. Тамбовская область 100 15,7 1,1 27,8 10,9
  196. Тверская область 100 18 2,1 36 15,6
  197. Тульская область 100 18,5 2 29,6 9,2
  198. Ярославская область 100 20,5 1,8 30,5 15,1
  199. Динамика основных показателей системыдополнительного профессионального образования России
  200. Основные показатели по годам 1988 1993 1995 1996 1997 1998 19 992 000 20 002 001 2003
  201. Число учреждений ДПО (ед.) всего 2094 1366 744 682 821 1001 1119 1225 2500
  202. В том числе государственные (ед.) — - 580 698 851 951 951
  203. Общее число прошедших обучение (чел.) 3,2 млн. 2,2 млн. 0,72 млн. 0,74 млн. 0,76 млн. 1 млн. 1,11 млн. 1,11 млн. 1,44 млн.
  204. Из них повысили квалификацию (чел.) — - 94% 95% 94% 95% 93% 85%
  205. Прошли профессиональную переподготовку (чел.) — - 6% 5% 6% 5% 7% 15%
  206. Численность прошедших обучение в государственных образовательных учреждениях всего (чел.) — - 0,7 млн. 0,72 млн. 0,95 млн. 1,04 млн. 1,04 млн.
  207. Из них повысили квалификацию (%) — - 94 93 93 94 94
  208. Прошли профессиональную переподготовку (%) — - 6 7 7 6 6
  209. Динамика сокращения педагогических работников
  210. Сокращение педагогических работников из учреждений образования по муниципальным образованиям Ярославской области (чел)
  211. Наименование 2001 2002 2003 2004 2005муниципальных образований год год год год годг. Ярославль 231 264 266 270 262
  212. Рыбинский МО 81 84 87 92 86
  213. Ростовский МО 46 47 50 55 48 г. Переславль-Залесский 16 20 22 27 21
  214. Угличский МО 26 28 29 32 26
  215. Тутаевский МО 31 32 34 39 33
  216. Болыиесельский МО 19 20 21 24 19
  217. Борисоглебский МО 10 11 13 17 111. Брейтовский МО 7 8 9 11 7
  218. Гаврилов-Ямский МО 13 16 18 23 18
  219. Даниловский МО 14 17 19 24 19
  220. Любимский МО 11 12 13 15 101. Мышкинский МО 5 7 7 10 5
  221. Некоузский МО 7 10 12 17 11
  222. Некрасовский МО 28 29 30 33 27
  223. Первомайский МО 8 11 13 18 12
  224. Переславский МО 14 17 17 23 18
  225. Пошехонский МО 15 18 20 25 19
  226. Ярославский МО 28 29 30 35 28
  227. Всего по области 610 680 710 790 680
  228. Определения конкуренции и конкурентоспособности
  229. А. Исследование о природе и причинах богатства народов.- М.: Соцэкгиз, 1962. Конкуренция соперничество, повышающее цены (при сокращении предложения) и уменьшающее цены (при избытке предложения).
  230. Ф. (Маркс Л., Энгельс Ф. Соч.- Т. 21.-С.189) Конкуренция заставляет промышленников снижать цены товаров, по своему роду или количеству не соответствующих в данный момент общественной потребности
  231. Ф.А. Познание, конкуренция и свобода.- СПб.: Пневма, 1999.- С. 24. Конкуренция процесс, посредством которого люди получают и передают знания, ведет к лучшему использованию способностей, стимулирует рациональность.
  232. А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебн. пособие.-М.: Гном-Пресс, 1998. Рыночная конкуренция борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка
  233. Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник.- М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004.- С. 17. Конкуренция конфликтное соперничество за достижение относительно лучших условий существования, функционирования и развития.
  234. Данные опроса студентов о конкурентоспособности вуза
  235. Условие 1 2 3 4 5 6 7 Условие
  236. Удобное место расположения 29 35 10 13 з — 7 3 Неудобное место расположения
  237. Престижное учебное заведение 13: 29 26 1 19 j 13 1 0 0 I Непрестижное учебное заведения
  238. Высокое качество знаний 3 32 ' 26- 23: 6 10 0 Низкое качество знаний
  239. Наличие знаменитости 0 16 7 3 i 16 29 29 Отсутствие знаменитости
  240. Наличие символики 30 16 26. 6 j з: 13 6 Отсутствие символики
  241. Наличие традиций 13 6 26 23 j 10 16 6 Отсутствие традиций
  242. Презентабельное оформление 6 ю- 26 19 16 13 10 Непрезентабельное оформление
  243. Возможность самореализации 6 29 20 13 16 13 3 Нет возможности самореализации
  244. Поощрение студентов 3 10 26 23 13 0 25 Студенты не поощряются
  245. Наличие инфраструктуры 6 23 19 26 3 10 13 Отсутствие инфраструктуры
  246. Возможность трудоустройства 0 17 29: 19 10 6 19 Нет возможности трудоустройства 1
  247. Далее мы суммировали эти данные:
  248. Удобное место расположения S- Неудобное место расположения
  249. Престижное учебное заведение i s Непрестижное учебное заведения
  250. Высокое качество знаний S: Низкое качество знаний
  251. Наличие знаменитости s Отсутствие знаменитости
  252. Наличие символики Si Отсутствие символики
  253. Наличие традиций s Отсутствие традиций
  254. Презентабельное оформление s Непрезентабельное оформление
  255. Возможность самореализации S- Нет возможности самореализации
  256. Поощрение студентов s Студенты не поощряются
  257. Наличие инфраструктуры s Отсутствие инфраструктуры
  258. Возможность трудоустройства s Нет возможности трудоустройства
  259. Удельный вес каждого из составляющих был расставлен следующим образом:1 Качество знаний 20
  260. Возможность трудоустройства 153 Престижность — 13
  261. Возможность самореализации 105 Место расположения 9
  262. Наличие инфраструктуры. j 8
  263. Поощрение абитуриентов | 78 Оформление 69 Наличие символики j|5 10 Наличие традиций l|4 11 Наличие знаменитости |3 1. Итого 100
  264. Затем мы определили, на какой позиции должен находиться каждый из составляющих имиджа идеального учебного заведения:
  265. Удобное место расположения I Неудобное место расположения
  266. Престижное учебное заведение I — Непрестижное учебное заведения
  267. Высокое качество знаний I i Низкое качество знаний
  268. Наличие знаменитости Ij • j Отсутствие знаменитости
  269. Наличие символики i- Отсутствие символики
  270. Наличие традиций i Отсутствие традиций
  271. Презентабельное оформление i Непрезентабельное оформление
  272. Возможность самореализации i Нет возможности самореализации
  273. Поощрение студентов i Студенты не поощряются
  274. Наличие инфраструктуры i Отсутствие инфраструктуры
  275. Возможность трудоустройства i — Нет возможности трудоустройства
  276. Для начала мы обозначили точку отсчета, то есть благоприятный конец, который в любом случае равен нулю. А затем посчитали худший вариант:
  277. А худшее = 20|1−7| + 15|1−7| + 13|1−7| + 10|1−7| + 9 |1−7| + 8|1−7| + 7|1−7| + 6|1−7| +6|1−7|+5|3−7| + 4−12−7| + 3|2−7| = 583
  278. Далее было подсчитано положение ЯГТУ относительно идеала: А = 20 |1−2| + 15|1−3| + 13 |1−3| + Ю|1−5| + 91−2| + 8 |1−3| + 7 |1−3| + 6|1−3| + 5|3−4| + 4|2−4| + +3|2−4|= 186
  279. Также был задан ряд вопросов, таких как:
  280. Какими источниками информации Вы предпочитаете пользоваться при выборе вуза?
  281. Вам нравится обучаться в данном вузе?
  282. Изменилось ли Ваше мнение о данном учебном заведении после поступления в него? И, если да, то в какую сторону?
  283. На что Вы, прежде всего, обращали внимание при выборе данного вуза?
  284. Источники информации были даны на выбор. И результаты получились следующие:42 29 " .: — - -:.. 1 — 20 1 7 9знакомые реклама
  285. На этот вопрос отвечали «да», «нет» или «не знаю». да нет не знаю74 I «
Заполнить форму текущей работой