Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Экспертиза дефектов оказания дерматовенерологической помощи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения диссертации были представлены на III Всероссийском съезде (национальном конгрессе) по медицинскому праву (Москва, май 2007), на Пленуме Всероссийского общества судебных медиков (Воронеж, июнь 2007), на совместной конференции кафедр судебной медицины и медицинского права МГМСУ, кожных и венерических болезней лечебного и московского факультетов РГМУ, 9-го танатологического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современное состояние экспертизы дефектов оказания медицинской помощи
  • Глава 2. Материал и методы исследования
    • 2. 1. Методы социологического исследования
    • 2. 2. Социологическое исследование мнения дерматовенерологов, допустивших дефекты оказания медицинских услуг
    • 2. 3. Социологическое исследование пациентов
    • 2. 4. Статистические методы исследования
  • Глава 3. Анализ качества ведения медицинской документации в дерматологических диспансерах
  • Глава 4. Анализ комплексных судебно-медицинских экспертиз по поводу дефектов оказания дерматовенерологической помощи

Экспертиза дефектов оказания дерматовенерологической помощи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей особенностью здравоохранения на современном этапе является усиление тенденций правовой регламентации медицинской деятельности.

По мнению Ю. Л. Шевченко (1999), одним из направлений правовой реформы в здравоохранении должно стать определение мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства для всех органов и организаций, участвующих в обеспечении конституционного права граждан на получение надлежащей медицинской помощи.

В рамках правовой реформы, начиная с 1992 года, были приняты «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993), Уголовный и Уголовно-процессуальный (1996, 2003), Гражданский и Гражданско-процессуальный (1994, 2003) кодексы РФ, «Закон о защите прав потребителей» (1992), ряд федеральных законов прямого действия в сфере здравоохранения, согласно которым при наличии дефектов оказания медицинской помощи врач может нести как уголовную, так и гражданскую ответственность (А.Г.Пашинян, 2005).

В литературе подробно освещены вопросы наступления уголовной ответственности в случаях возникновения дефектов оказания медицинской помощи (А.П.Громов, 1982; Ю. Д. Сергеев, 1988; Л. М. Бедрин, 1996; В. П. Новоселов, 1996, 1998; В. Л. Попов, 1997; В. И. Акопов, 1998, 2001; Г. А. Пашинян и соавт, 1998, 2000; Ю. Л. Шевченко, 2002; В. П. Решетень, 2001; E.C.Lambert, 1978; H.N.Arkes, 1980; A. Donobedian, 1980 и др.).

В настоящее время в Российской Федерации отмечается стойкое увеличение количества обращений в различные судебные инстанции пациентов, которым была оказана ненадлежащая медицинская помощь, что подтверждается результатом анализа комиссионных (комплексных) судебно-медицинских экспертиз, проведенных в Бюро судебно-медицинских экспертиз ряда субъектов РФ.

Неудовлетворенность пациентов объемом и качеством оказания медицинской помощи нередко является основанием для назначения комиссионных (комплексных) судебно-медицинских экспертиз правоохранительными органами.

Это связано с необходимостью использования выводов судебно-медицинских экспертиз в гражданских процессах по искам пациентов о возмещении вреда, причиненного некачественным оказанием медицинской помощи (Г.А.Пашинян и соавт., 2000, 2001,2006; Е. В. Беляева и соавт., 2001; Н. Н. Григорьев, 2001; А. В. Демина, 2002; А. П. Ардашкин, 2002; А. Г. Пашинян, 2005 и др.).

При анализе комиссионных (комплексных) судебно-медицинских экспертиз, проведенных для установления дефектов оказания медицинской помощи, по данным А. Г. Пашинян (2005) до 1999 года в г. Москве и в целом в Центральном Федеральном округе РФ, были проведены единичные экспертизы по дерматовенерологии. Начиная с 2000 года, отмечается резкое увеличение количества жалоб пациентов на качество оказания дерматовенерологической помощи и количества проведенных экспертиз (А.Г.Пашинян 2005).

Однако в литературе имеются немногочисленные работы, в которых рассматриваются причины возникновения профессиональных ошибок и дефектов оказания дерматовенерологической помощи (А.Г.Пашинян 2005 [94]- Ю. К. Скрипкин, А. Г. Пашинян, 2007).

Требуется дальнейшее изучение особенностей производства комиссионных (комплексных) судебно-медицинских экспертиз, 4 разработка объективных критериев экспертной оценки и дефектов оказания дерматовенерологической помощи.

Исходя из вышеизложенного, нами определена цель диссертации:

Цель исследования:

Разработать и научно обосновать объективные критерии экспертной оценки профессиональных ошибок и дефектов оказания дерматовенерологической помощи на основании комплексного клинического, экспертного и медико-правового исследований.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ заключений комиссионных (комплексных) судебно-медицинских экспертиз, проведенных по материалам уголовных и гражданских дел, касающихся дефектов оказания дерматовенерологической помощи.

2. Выявить и проанализировать причины возникновения профессиональных ошибок и дефектов оказания дерматовенерологической помощи.

3. С целью выявления причин возникновения профессиональных ошибок и дефектов оказания медицинской помощи провести социологическое исследование врачей-дерматовенерологов, допустивших указанные ошибки и дефекты.

4. Для выяснения причин и степени неудовлетворенности оказанной дерматовенерологической помощью провести социологический опрос пациентов, обратившихся в судебные инстанции с жалобами и гражданскими исками.

5. Разработать объективные количественные критерии экспертной оценки профессиональных ошибок и дефектов оказания дерматовенерологической помощи и алгоритм производства судебно-медицинских экспертиз. Научная новизна.

Впервые в судебной медицине и дерматовенерологии разработаны объективные количественные критерии экспертной оценки профессиональных ошибок и дефектов оказания дерматовенерологической помощи, что позволяет объективизировать и научно обосновать выводы комиссионных (комплексных) судебно-медицинских экспертиз.

Проведено социологическое исследование врачей-дерматовенерологов, допустивших профессиональные ошибки и дефекты оказания медицинской помощи и выявлены причины их возникновения.

Проведен социологический опрос пациентов, обратившихся в судебные инстанции с жалобами или гражданскими исками на качество оказания им дерматовенерологической помощи и выявить причины их неудовлетворенности.

Разработан алгоритм производства комиссионных (комплексных) судебно-медицинских экспертиз профессиональных ошибок и дефектов оказания дерматовенерологической помощи.

Практическая значимость работы:

Анализ заключений комиссионных (комплексных) судебно-медицинских экспертиз профессиональных ошибок и дефектов оказания дерматовенерологической помощи позволяет выявить и систематизировать основные причины их возникновения, что позволит разработать комплекс мер по их устранению.

Разработанные объективные количественные критерии экспертной оценки профессиональных ошибок и дефектов оказания 6 дерматовенерологической помощи позволят значительно улучшить качество судебно-медицинских экспертиз.

Результаты социологических исследований врачей-дерматовенерологов и пациентов помогут совершенствовать лечебно-диагностический процесс и уделять особое внимание вопросам деонтологических аспектов деятельности медицинского персонала.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Анализ профессиональных ошибок и дефектов оказания дерматовенерологической помощи свидетельствует, что основными причинами их возникновения являются недостаточное клинико-лабораторное обследование пациентов, пренебрежение наличием у них определенной соматической патологии, отсутствие четкого плана лечения больных, недостаточная профессиональная подготовка специалистов.

2. Социологическое исследование врачей-дерматовенерологов, допустивших профессиональные ошибки и дефекты оказания медицинской помощи свидетельствует, что подавляющее большинство специалистов не осознают и не признают их, считая имеющиеся недостатки случайными или неизбежными. Существующая система аттестации, сертификации и усовершенствования специалистов-дерматовенерологов требует коренного улучшения.

3. Социологический опрос пациентов, обратившихся в судебные инстанции с жалобами или гражданскими исками, свидетельствует, что основной причиной жалоб является нарушение врачами морально-этических норм поведения, нежелание специалистов признать допущенные профессиональные ошибки и дефекты оказания медицинской помощи.

4. Разработанная система количественных критериев экспертной оценки профессиональных ошибок и дефектов оказания дерматовенерологической помощи позволяет объективизировать заключения комиссионных судебно-медицинских экспертиз. Личный вклад.

Автором самостоятельно проанализированы медицинские карты амбулаторных больных кожно-венерологических диспансеров и выявлены недостатки в их оформлении. Проведен социологический опрос врачей-дерматовенерологов, допустивших профессиональные ошибки и дефекты оказания медицинской помощи. Проведен социологический опрос пациентов, обратившихся в судебные инстанции с иском на некачественное оказание дерматовенерологической помощи. Проанализированы заключения комплексных судебно-медицинских экспертиз по определению судов на некачественное оказание дерматовенерологической помощи. Проведена статистическая обработка полученных результатов.

Внедрение результатов исследования.

Материалы диссертации включены в соответствующие разделы учебной программы кафедры судебной медицины и медицинского права МГМСУ.

Результаты исследования внедрены в практику Бюро СМЭ ДЗ г. Москвы.

Апробация работы.

Основные положения диссертации были представлены на III Всероссийском съезде (национальном конгрессе) по медицинскому праву (Москва, май 2007), на Пленуме Всероссийского общества судебных медиков (Воронеж, июнь 2007), на совместной конференции кафедр судебной медицины и медицинского права МГМСУ, кожных и венерических болезней лечебного и московского факультетов РГМУ, 9-го танатологического отделения Бюро судебно-медицинской экспертизы ДЗ г. Москвы (июнь, 2008). Публикации по теме диссертации.

По теме диссертации опубликовано 11 работ, в том числе 1 статья в журнале, рекомендованном ВАК Минобразования РФ. Объём и структура работы.

Диссертация изложена на страницах компьютерного текста, состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследований, 3 глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций и указателя литературы, включающего 146 отечественных и 41 иностранных авторов. Диссертация иллюстрирована 7 таблицами и 24рисунками.

Выводы.

1. Анализ заключений комиссионных (комплексных) судебно-медицинских экспертиз, проведенных по определению судов по поводу дефектов оказания дерматовенерологической помощи, свидетельствует об увеличении не только их количества за последние годы, но и процента выявленных дефектов оказания медицинской помощи с 22,5% (в 2005 году) до 30,6% в настоящее время.

2. Основными причинами дефектов оказания дерматовенерологической помощи являются: слабая профессиональная подготовка врачей-дерматовенерологов, работающих в негосударственных медицинских учреждениях, недостаточная информированность пациентов о возможных осложнениях и побочных явлениях при оказании медицинской помощи, о нарушении медицинскими работниками морально-этических норм, о низкой правовой осведомленности их т.д.

3. Анализ медицинских карт амбулаторных больных дерматовенерологических учреждений выявил многочисленные дефекты их оформления. В связи с тем, что основным и нередко единственным документом, на основании которого производится комплексная судебно-медицинская экспертиза, является медицинская карта амбулаторного больного, нами адаптирована система балльной оценки качества ее оформления, что может служить объективным критерием оценки качества оказанной медицинской помощи.

4. Анализ качества заключений комплексных судебно-медицинских экспертиз по поводу дефектов оказания дерматовенерологической помощи свидетельствует о наличии в выводах экспертных комиссий определенных недостатков и неточностей, для устранения которых необходимо разработать научно-обоснованные критерии объективной оценки качества оказания медицинской, в том числе дерматовенерологической помощи.

5. Для экспертной оценки дефектов оказания дерматовенерологической помощи необходимо освидетельствовать пациентов в ведущих специализированных клиниках независимо от срока давности конкретного события, по поводу которого назначена комплексная судебно-медицинская экспертиза.

6. Для повышения качества проводимых комплексных судебно-медицинских экспертиз по гражданским искам пациентов на некачественное оказание медицинской, в том числе и дерматовенерологической помощи, необходима специальная подготовка врачей специалистов — консультантов, участвующих в работах экспертных комиссий по вопросам медицинского права и качества оказания медицинской помощи.

Практические рекомендации.

1. При анализе медицинских карт амбулаторных больных дерматовенерологических учреждений целесообразно использовать разработанные нами анкеты и полученные ответы оценивать по 10-балльной системе. Адаптированная система оценки качества оформления медицинской документации позволяет объективно оценить качество оформления медицинской карты амбулаторного больного и, тем самым, качество оказания медицинской помощи.

2. Для объективной оценки дефектов оказания дерматовенерологической помощи следует, прежде всего, решить вопрос о наличии (или отсутствии) причинно-следственной связи между возникшими осложнениями или побочными явлениями и ненадлежащим оказанием медицинской помощи.

3. Экспертным комиссиям в выводах о наличии дефектов оказания дерматовенерологической помощи необходимо пользоваться стандартами (клиническими протоколами) диагностики и лечения различных заболеваний.

4. В состав экспертных комиссий должны быть включены специалисты-консультанты, имеющие большой опыт клинической работы по данному конкретному разделу клинической специальности.

5. При производстве комплексных судебно-медицинских экспертиз по поводу дефектов оказания медицинской помощи необходимо освидетельствование пациентов в крупных дерматовенерологических учреждениях независимо от сроков давности события, по поводу которого назначена экспертиза.

6. Для повышения уровня медико-правовой осведомленности медицинского персонала дерматовенерологических учреждений целесообразно организовать учебу по правовым основам медицинской деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.А. Анализ летальных исходов (задачи и методы). -М., 1995. 68 с.
  2. В.И. Врач и больной: мораль, право, проблемы. Ростов н/Д, 1994. — 130 с.
  3. В.И. Экспертиза вреда здоровью. Правовые вопросы судебно-медицинской экспертизы.- М.: Экспертное бюро,-1997.-225 с.
  4. Акопов В. И, Бова А. А. Юридические основы деятельности врача: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов М.: Экспертное бюро, 1997. — 256 с.
  5. Акопов В. И Экспертиза вреда здоровью: Правовые вопросы судебно-медицинской практики. М., 1998. — 122 с.
  6. Акопов В. И Проблема обоснованного риска в медицинской практике. Проблемы экспертизы в медицине. — Ижевск, 2001. № 1.-С. 8 11.
  7. Акопов В. И, Маслов Е. Н. Право в медицине //М.: Книга-сервис, 2002. 348 с.
  8. О.Ю. Права граждан в сфере охраны здоровья //Клиническая дерматология и венерология. М., 2004. — № 1. -С. 4−5.
  9. О.Ю., Н.Ф.Герасименко, Ю. И. Григорьев, И. Ю. Григорьев. Ответственность за правонарушения в медицине: учебное пособие для студ. Высш.учеб.заведений, 240 с. 2006
  10. А.В. Страхование в стоматологии гарантия профилактики и снижения профессиональных рисков //Новое в стоматологии. — М., 2000. — № 7. — С. 72.
  11. А.П. Предмет судебно-медицинской экспертизы по делам, связанным с профессиональной деятельностью медицинских работников //Вопросы судебной медицины и права. -Самара: СамГМУ, 2001. С. 12 — 25.
  12. А.П. Гносеологический и информационный аспекты объекта судебно-медицинской экспертизы по делам, связанным с профессиональной деятельностью медицинских работников//Проблемы экспертизы в медицине. Ижевск, 2002. — № 2. -С. 4 — 7.
  13. А.П., Гридасов Г. Н., Сергеев В. В. Гражданско-правовая ответственность медицинских учреждений и медицинских работников. Самара: СамГМУ, 1996. — 27с.
  14. JI.M. Ответственность медицинских работников за профессиональные нарушения. Ярославль, 1996. — 145 с.
  15. JI.M., Урванцев Л. П. Психология и деонтология в работе врача. Ярославль: Ид-во ЯрМИ, 1988. — 80с.
  16. Е.С. Ятрогения в методологии экспертизы качества медицинской помощи //Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения им. Семашко.- М., 1996. № З.-С. 140−145.
  17. Е.С. Ятрогения: как ее квалифицировать? //Медицинская газета. М, 1998. — № 50. — С. 7.
  18. Е.В. и соавт. Некоторые вопросы гражданской ответственности в случаях ненадлежащего оказания стоматологической помощи //Стоматология на пороге третьего тысячелетия: Сборник тез. -М., 2001. С. 22−24.
  19. Ф.Ю. Уголовная ответственность медицинского персонала за нарушение персональных обязанностей. -М., 1970−290 с.
  20. А.Ф. Горизонты деонтологии //Вестник Академии медицинских наук СССР. М., 1979. — № 5. — С 44.
  21. В.В. Маркеры профессионализма стоматолога во взаимодействии с пациентом на платном приеме //Труды V съезда Стоматологической Ассоциации России. М., 1999. — С. 9 — 11.
  22. Ю.Г., Силяева Н. Ф. Клинико-аналитический анализ врачебных ошибок. Минск: Высшая школа, 1994. — 106 с.
  23. Н.Н. Деонтологическая ответственность врача-стоматолога //Актуальные аспекты стоматологии. Н. Новгород, 1998.-С. 51−55.
  24. Д.С., Полуев В. И. Страхование в Стоматологической Ассоциации России: состояние и перспективы развития //Труды VI съезда СтАР. М., 2000. — С. 36 — 38.
  25. В.В. Записки врача.- М.: «Правда», 1985. -с.210 401.
  26. И.Г. Вопросы логики в судебно-медицинских заключениях (по делам о правильности действий медицинских работников). М.:Медицина. — 1974. — 151 с.
  27. И.Г. Вопросы теории судебно-медицинского заключения. М.: Медицина. 1979.-128 с.
  28. И.Г. Судебно-медицинская экспертиза лечебной деятельности. Свердловск: изд-во Уральск. Гос. унив-та, 1988.- 112 с.
  29. И.Г. Судебно-медицинская экспертиза лечебной деятельности (вопросы теории и практики). Свердловск: изд-во Уральск. Гос. унив-та, 1988. — 125 с.
  30. О. За платное лечение иногда расплачиваются здоровьем //Экономика и жизнь.- М., 1998. № 16. С. 36.
  31. А.В. Гражданская ответственность лиц медицинского персонала //Главный врач. М., 1994. — № 2. — С. 30 — 36.
  32. В. А. Ответственность за преступления в области здравоохранения//Киев: Высш. школа, 1987.- 185 с.
  33. В.А., Денисюк Н. Б. Врачебная ошибка и несчастный случай в медицинской практике //Клиническая хирургия.-М., 1985.-№ 3.- С. 63 -64.
  34. Э.С. Проблема применения судебно-медицинских познаний для установления признаков преступления //Современные вопросы судебной медицины и экспертной практики-Ижевск-Москва 1993. — С. 31.
  35. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51 АР//СР НА/ 1994.
  36. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14 ФЗ//СЗ РФ 1996. — № 5.
  37. Н.Н. Бесправный пациент. Как застраховать врача от медицинских услуг. М., 2001.
  38. А.П. Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников. М., 1969. — 140 с.
  39. А.П. Современные вопросы деонтологии и ответственности медицинских работников //4-й Всероссийский съезд терапевтов- Тез. докладов. -М., 1976. С. 173 — 174.
  40. А.П. Права, обязанности и ответственность медицинских работников. М., 1978. — 168 с.
  41. А.П. Медицинская этика, деонтология и право //Материалы научно-практической конференции, посвященной актуальным вопросам медицинской этики и деонтологии. Баку, 1979. -С. 66 — 80.
  42. А.П. Ответственность медицинских работников за профессиональные правонарушения //Актуальные этико-деонтологические вопросы современной медицины: Тез. докл. М., 1982.- С. 17−21.
  43. А.П. Пути совершенствования судебно-медицинской экспертизы //Соц. законность.- М., 1982. № 11. — С. 25 -27.
  44. В.А., Филатов В. В., Семкин Л. Б. Методологические основы анализа дефектов оказания медицинской помощи. //Военно-мед.журнал.-2001.-№ 4- С. 15−20.
  45. И.В. Врачебные ошибки. Т. 5. — БМЭ. -М., 1928.-С. 697−700.
  46. И.В. Врачебные ошибки. //Советская медицина. -М., 1941. № 3. — С. 3−10.
  47. А.В. Анализ ошибок и осложнений в практике терапевтической стоматологии (медико-правовые аспекты). Дисс. канд. мед. наук. М., 2002. — 110 с.
  48. Я., Холландер П. Современная медицина и право. Пер. со словар. М., 1991.
  49. Д.В. Алгоритм оценки качества медицинской помощи //Здравоохранение Российской Федерации.- М., 1993. № 8. — С. 6−8.
  50. С.В. Судебно-медицинская экспертиза неблагоприятных исходов при оказании медицинской помощи. Дисс. докт. мед. наук. М., 2000. — 306с.
  51. С.В., Жаров В. В. Конфликт между пациентом и медицинским персоналом: анализ и предупреждение //Медицинское право. -М., 2003. -№ 1.с. 22−24.
  52. Закон РФ «О защите прав потребителей», 1992.
  53. Закон РФ «О рекламе», 1995.
  54. Н.А., Ривенсон М. С. К анализу судебно-медицинских экспертиз по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников. //Судебно-мед. экспертиза.- 1998.- № 3- С.5−8.
  55. История болезни как юридический документ: Методическое пособие для врачей /А.В. Карцевский, О. А. Обухов, Н.С.
  56. , А.П. Заг-рядская. Н. Новгород, 1995. — 11 с.159
  57. Ю.В. От князя Рюрика до императора Николая II.-Саранск: Мордовское изд-во, 1992. 350 с.
  58. Ю.М. Что нас ожидает в следующем поколении: Прогноз здоровья населения России на 2004 //Экономика здравоохранения. М., 1997. — № 12 (24). — С. 18.
  59. Ю.М. Проблемы теории и практики здравоохранения в переходный период и пути их решения. М., 1999. -364 с.
  60. А.А. Стратегия и перспектива развития дерматовенерологической службы в Российской Федерации в 2001—2005 гг.. //Вестник дерматовенерологии. М., 2002. — № 1. — С. 4 — 8.
  61. Кубанова А. А, Тихонова Л. И. Дерматовенерология в России. Реальность и перспективы //Вестник дерматовенерологии. М., 2004. -№ 2.-С. 4−8.
  62. А.А., Мартынов А. А., Лесная И. Н. и соавт. Организация дерматовенерологической помощи: достижения и перспективы. // Вестник дерматологии и венерологии, 2008, № 1, стр. 423.
  63. Н.В., Игликов В. А. О правовой защите дерматовенерологов. Там же. С. 65 — 66.
  64. Н.В., Кохан М. М., Игликов В. А. с соавт. Опыт организации контроля качества дерматовенерологической помощи в Российской Федерации //Вестник дерм-венер.- М., 2004. № 2. — С. 17−20.
  65. Н.В. с соавт. Медико-правовые аспекты деятельности дерматовенеролога //Российский журнал кожных и венерических болезней. М., 2004. — № 4. — С. 54 — 58.
  66. Н.В. с соавт. О планировании финансового обеспечения гарантированной бесплатной дерматовенерологической помощи населению на муниципальном уровне //Вестник дерм-венер.-М., 2004.-№ 4.-С. 20−23.
  67. Н.В., Зильберберг Н. В., Амозов A.M. и соавт. Правовое обеспечение деятельности врача-дерматовенеролога. //Вестник дерматологии и венерологии, 2008. № 1, стр.28−33.
  68. А.Г. Механизм реализации контроля за качеством //Экономика здравоохранения. М. 1992. — № 3. — С. 31−33.
  69. В.К. и др. Управление рисками в стоматологии -одно из важнейших направлений профилактики конфликтов в стоматологической практике// Труды VI съезда СтАР. М., 2000. — С. 43 -46.
  70. Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. М., 1992. 420 с.
  71. Л.М., Паршин И. И. Схема клинического обследования больного и написание академической истории болезни// Н. Новгород. Из — во Нижегородской мед. академии., 1999. — 44с.
  72. Р. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания. — М. 1977.
  73. А.Ю. Качественный менеджмент в клинике ортопедической стоматологии //Труды VI съезда СтАР. М., 2000. — С. 20 -21.
  74. А.Ю. Медико-правовое обоснование врачебных стандартов оказания медицинской помощи в клинике ортопедической стоматологии //Дисс.докт. мед. наук. М., 2001. — 272 с.161
  75. Я.С., Косаговская И. И. Методические рекомендации по ретроспективному анализу качества медицинской помощи больным хроническими заболеваниями терапевтического профиля. М., 1988. — 13 с.
  76. И.С. О защите прав пациентов на качественную медицинскую помощь //Главный врач.- М., 1995. № 3. — С. 45−51.
  77. И.С. Врачебная ошибка и перспективы судебной практики по искам пациентов к врачам //Главный врач.- М., 1996.- № 4.-С.94−97.
  78. В.П. организационное взаимодействие бюро судебно-медицинской экспертизы с субъектами обязательного медицинского страхования на территориальном уровне //Суд.-мед. эксперт. М., 1996. — № 2. С. 46−47.
  79. В.П. Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения. Новосибирск: НаукаД998.-231 с.
  80. В.П. Профессиональная деятельность работников здравоохранения. Ответственность, права, правовая защищенность. -Новосибирск: Наука, 2001.- 312 с.
  81. И.Ф. Врачебные правонарушения и уголовная ответственность за них.- М.: Медицина, 1966. 196 с.
  82. И.Ф. Профессиональные правонарушения врачей и ответственность за них. Л., 1966. — С. 184 с.162
  83. О медицинском страховании граждан Российской Федерации. Постановление правительства РФ. М., 1992. — № 41. — 22 с.
  84. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 548 1 //ВСНД РФ и ВС РФ. — 1993 № 33 ст. 1318.
  85. О.С. Врачебные ошибки при дерматохирургических вмешательствах //Материалы IV Международного конгресса эстетической медицины. М., 2004. — С. 21.
  86. О.С., Санчес Е. А. с соавт. Анализ и коррекция осложнений при инъекционной контурной пластике. Клинический опыт //Мате-риалы Ш-го Международного форума по эстетической медицине. -М., 2004.-С. 116−117.
  87. О.С. с соавт. Экспертиза профессиональных ошибок пластических хирургов и косметологов.//Вестник эстетической медицины. М., 2003. — № 3. — С. 215 — 216.
  88. О.С. с соавт. Анализ ошибок и осложнений в практике эстетической медицины по данным комиссионной судебно-медицинской экспертизы //Материалы Ш-го Международного форума по эстетической медицине. М., 2004. — С. 212−213.
  89. А.Г. Комплексное клиническое, экспертное, медико-правовое исследование профессиональных ошибок и неблагоприятных исходов при оказании дерматовенерологической помощи. //Дисс.д-ра мед. наук. М., 2005. -215 с.
  90. Г. А., Баринов Е. Х., Мальцев С. В. Врачебные ошибки и отношения к ним врача //Актуальные вопросы теории и практики судебно-медицинской экспертизы. Екатеринбург, 1998. — С. 273−278.
  91. Г. А., Беляева Е. В., Ромодановский П. О. Об оценке качества медицинской помощи при причинении вреда здоровью вслучаях неблагоприятных исходов //Суд.-мед. эксперт. — М., 2000. № 2. -С. 14−18.
  92. Г. А., Бондаренко Н. Н. Уровень правовой грамотности врачей стоматологов в новых социально-экономических условиях //Стоматология на пороге третьего тысячелетия: Сб. тезисов.-М.: Авиаиздат, 2001. С. 90 — 92.
  93. Г. А., Григорьев Н. Н., Ромодановский П. О. и др. Судебно-медицинская экспертиза в гражданском процессе. М.: ГЭОТАР-МЕД., 2004. 160 с.
  94. Г. А., Ившин профессиональные преступления медицинских работников против жизни и здоровья. М., Мед. Книга. 2006.-96с.
  95. В.О., Гуртовой Б. Л., Обойманов В. Б. Некоторые вопросы организации судебно-медицинских экспертиз по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников //Суд.-мед. эксперт.-М, 1994. № 1. — С. 3 — 6.
  96. В.И., Логинов А. А. Некоторые проблемы страхования профессиональной деятельности врачей-стоматологов //Труды V съезда СтАР.-М., 1999.-С. 33 -36.
  97. В.И., Макеева И. М., Жохова Н. С. Стратегические и тактические ошибки врача-стоматолога //Труды VI съезда СтАР.- М., 2000.-С. 48 -49.
  98. ЮЗ.Полушин Ю. С., Левшаков А. И. Этические и юридические аспекты деятельности анестезиолога и реаниматолога //Военно-медицинский журнал. М., 1998. — № 2. — С. 4 — 11.
  99. И.Н. Ответственность по обязательствам вследствие причинения вреда.- М.: Городец, 1998. 220 с.
  100. Т.Г. Количественные критерии экспертной оценки качества оформления медицинской документации. //Материалы конференции с международным участием. М., -2008- с.97−99.
  101. Попов B. JL Правовые основы медицинской деятельности.-СПб., 1997.- 179 с.
  102. Попов B. JL, Попова Н. Г. Правовые основы медицинской деятельности. 2-е изд. СПб., 1999. — 25 с.
  103. Приказ МЗ РФ № 363/77 от 24.10.96 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации».
  104. Приказ МЗ СССР № 1030 от 4 ноября 1980 г. «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения
  105. М.В. Юридическая оценка ненадлежащих действий медицинских работников //Научные труды 1-го Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. М., 2003. — № 1. -С. 232 — 235.
  106. В.П. Значение судебно-медицинских экспертизы при оценке преступлений, связанных с посягательствами на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность человека: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Ижевск, 2001.
  107. Е.З. теория и практика судебной медицины в гражданском и арбитражном процессе.-М.: 2006. С. 7.
  108. А.И. Ошибки и осложнения в терапевтической стоматологии. М., 1966. — 256 с.
  109. А.Н. Возмещение ущерба причиненного ненадлежащим врачеванием. Львов: Вища школа, 1982. — 194 с.
  110. Е.Н. В кн.: Социальная гигиена и организация здравоохранения. М., 1992.
  111. Ю.А. Сложные вопросы возмещения вреда, причиненного здоровью: точки зрения врача //Медицинское право. — 2003.-№ 1.-367 с.
  112. .С. Учебное пособие по судебно-медицинской стоматологии. М., 1974. — 37 с.
  113. В.В. Правовые аспекты деятельности врача //Материалы 2-й научно-практической конференции «Актуальные проблемы акушерского стационара». Тольятти, 1998. — С. 28 — 31.
  114. В.В. Характеристика заключения эксперта как средства доказывания //Вопросы судебной медицины и права. Самара: СамГМУ, 2001. — С. 214 — 223.
  115. В.В., Захаров С. О. Медицинские и юридические аспекты врачебных ошибок //Здравоохранение РФ. М., 2000. — № 1. — С. 7 — 9.
  116. Ю. Д. Профессия врача: Юридические основы. -Киев: изд-во ВШ, 1988. 206 с.
  117. Ю. Д. Ответственность медицинского персонала за неоказание помощи больному //Главный врач.- М., 1994. №. 1. — С. 38 -45.
  118. Ю. Д. Роль медицинского права и экспертизы в обеспечении прав граждан //Проблемы экспертизы в медицине. -Ижевск, 2001.-№ 1. С. 6−8.
  119. Ю. Д., Ерофеев С. В. Ятрогенная патология -актуальная судебно-медицинская проблема //Суд.-мед. эксперт.-М., 1998.- № 6.- С.3−8.
  120. Ю. Д., Ерофеев С. В. Ятрогенная патология -актуальная судебно-медицинская проблема //Суд.-мед. эксперт.- 2001. -№ 3.-С. 43−49.
  121. Ю.К., Пашинян А. Г. Профессиональные ошибки и дефекты оказания дерматовенерологической помощи. М., Медицинская книга, 2007, 120 с.
  122. С.Г., Пищита А. Н., Гончаров Н. Г., 2004 Очерки медицинского права, м., 2004 г. 171 стр.
  123. И.В. Патология лечения.-СПб: — Северо-Запад,-1999.-655 с.
  124. А.В. Медицинская услуга. Правовые аспекты. -М.:Филинъ, 1996. 123 с.
  125. А.В. Медицинская услуга. Правовые аспекты. -М., 1996.-352 с.
  126. . Право на здоровье: теория и практика. М.: Устойчивый мир, 2001. — 370 с.
  127. В.В., Соседко Ю. И. Судебно-медицинская оценка дефектов оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения //Суд.-мед. эксперт. М., 2000. — № 1. — С. 3 — 7.
  128. Е.С. Об уголовной и гражданской ответственности врачей и среднего медицинского персонала за профессиональные правонарушения// Стоматология на пороге третьего тысячелетия. Сб. тезисов. М.: Авиаиздат, 2001. — С. 119 — 120.
  129. Е.С., Полуев В. И. Логинов А.Д. К вопросу гражданско-правовых отношений при оказании стоматологических услуг //Экономика и менеджмент в стоматологии. — М., 2000. № 1. С. 62−65.
  130. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63 ФЗ //СЗ РФ 1996.-№ 25, ст. 2954.
  131. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. 2003.
  132. В.Д., Саркисов Д. С. О понятии «ятрогенные заболевания» //Хирургия. М., 1992. — № 11−12. — С. 3 — 8.
  133. Хен Ицхак Некоторые вопросы деятельности Ассоциации стоматологов Израиля по организации страхования профессиональной ответственности //Труды VI съезда СтАР.- М., 2000. — С. 56 57.
  134. А. Потребитель! Пользуйся своими правами //Экономика и жизнь. М, 1999. — № 12. — С. 9.
  135. В.В., Хозяинов Ю. А. Ответственность: медицинские правонарушения. Смоленск, 2000. — 180 с.
  136. А.В., Зултан О .Я., Галинский Ю. Г. Анализ конфликтных ситуаций в стоматологической практике. //Клиническая стоматология.- М., 1999. № 4. — С. 58 — 60.
  137. В.Ф. Медицинское страхование. М., 1995.-168с.
  138. Ю.Л. Врач и государство, здравоохранение и нравственность, медицина и право. Материалы доклада на III съезде врачей //Врачебная газета.- М., 1999. № 2.
  139. Ю.Л. Здравоохранение высший приоритет цивилизованного государства //Медицинская газета. — М., 2002. — К.22.
  140. П.П. Судебно-медицинская экспертиза ненадлежащей медицинской помощи: Автореферат дис.докт. мед.наук. Гродно, 1974.-49с.
  141. Ю.П. Врачебные ошибки и ответственность врача (на судебно-медицинском материале): Автореф. дис. канд. мед. наук. -Харьков, 1957.
  142. Al-Assaf A.F. Introducing Quality in Health care: An international perspective// Int. J. for Quality in Heal care. 1999- 21, 1. — V. 14−15.
  143. Arkes H.N. Impediments to accurate judgement and possible to minimize the impact // J.Consult. clin. Psychol-1980- 49:3. V. 323−333.
  144. Berwick D.M., Leape L.L. Reducing errors in medicine // Int. J. for Quality in Health care. 1999−8:3:145−147.
  145. Carmichael D.H. Learning medical fallibility// South.Med.J.-1985−78:2:l-3.
  146. Charatan F. Compensation awarded for death after illegible prescription//West.J.Med.-2000−172:2:80.
  147. De Ville Kenneth. Disclosure of rises proposed medical treatment. Health Care.-1998- 14:197−211.
  148. Del Rio Maria Teresa Criado Aspectos medico legales de la historia dinica //Med.clin.- 1999- 112:1:24−28.
  149. Donabedian A. The Definition of Quality and Approaches to its Assessment// Ann. Arbor, Mich., Health Administration Press. 1980- 3−27.
  150. Donabedian A. Criteria, norms and standards of quality: what о they mean?// Am J.Publ.Health. 1981.
  151. Donabedian A. The Quality of care. How it can be assessed? //JAMA.-1988- 260: 12−32.
  152. Donabedian A. The seven pillars of quality //Arch.Pathol.Lab.Med.- 1990: 114:1115−1118.
  153. Enthoven A.C., Vorhaus C.B. Vision of quality in Health Care delivery //Health Affairs.-1997- 16:3:44−57.
  154. Evans D., Evans M. A decent proposal: Ethical revives of clinical research. Chichiester etc. -Wiley.- 1996- XII:218.
  155. Eysenbach G., Powell J., Kuss O. et al. Empirical studies assessing the quality of health information for consumers on the World Wide Web: a systematic review //JAMA.- 2002- 287:2691−2700.
  156. Giard R.W., Broekman J.M. Objective re-evaluation procedures in cases of possible diagnostic error //Ned. Tijdschr. Geneeskd.-2000- 144:12: 566−571.
  157. Goic A. Sources of error in clinical practice //Rew. Med. Chil.-2001- 129:12:1459−1462.
  158. Hahn S.R. et al. The doctor patient family relationship. A compensatory alliance//Ann.Intern.Med.- 1988- 109:884−889.
  159. Jonsbu J. et al Complaints of patients on medical treatment //Tidsskr, Norveg. Laegeforen. 1992- 10:112−120.
  160. Johnson L.J. How to avoid medication errors //Med. Econ. -2001- 78:8:137.
  161. Katz J. The Silent World of Doctor and Patient.-N.Y., 1984.
  162. Kiley R. Medical information on the Internet. A guide for Health Professionals. Churchill Livingstone/ -1996- 133.
  163. Knight B. No-fault compensation and performance review //Annals of Academic Medicine. 1993- 22−27.
  164. Lambert E.S. The Modern Medical Mistakes. -Bloomington, 1978−11.
  165. Lindstedt G. Medical consequences of incorrect or delayed results of measurements. What can be learned by the mistakes? //Lakartidningen.-2000- 97:5:492−493.
  166. Leenen H., Gevers S., Pinet G. The Rights of Patients in Europe. Deventer: WHO, EURO. 1993- 189p.
  167. Muzphy J., Ingram D., Howard W et al. The Internet ward round //Medical education in the millenium. Eds. Brian Jolly and Lesley Rees, Oxford University Press, New York, 1998- 104−128.
  168. Nelson J.L., Brown B.S. Avoidable claims in the liability experience of Virginia FPs insured by the reciprocal //Va. Med. Q.-1990- 187:8:371−374.
  169. Paeger A. Quality improvement in Germany //Jt. Comm. J. Qual. Improv. 1997- 23:38−46.
  170. Plueckhahu V.D., Corduer S.M. Ethics, Legal Medicine and Forensic Pathology.2ed.Melbourne: univ. press. 1991- 423.
  171. Richards B.C., Thomasson G. Closed liarility claims analysis and the medical record //Obstetrics and Gynecology. 1992- Aug.:80−86.
  172. Rolwes E.J. Dental malpractice: practical tips on avoiding a dental malpractice claim //CDS Rev. 1996- 89(8):26−32.
  173. Rozovsky F. A/ Consent to Treatment: A Practical Guide, 2 ud Ed. Boston.M.A., 1990- XXXVI: 814p.
  174. Rozovsky L. The Canadian Patients Book of right: A Consumers Guido to Canadian Health Law. 2 ud Ed. Doubleday Canada Limited Toronto, 1994.-242p.
  175. Scheppokat K.D. et al. Compensation for diagnostic error //Dtsch. Med.Wochenschr. 2001- 126:14:414.
  176. Serivens E. Policy issues in accreditation //Int. J. for Quality in Healthcare. 1998- 10:1:1−6.
  177. Sloan F.A., Mergenhagen P.M., Bovbjerg R.R. Effects of tort reforms on the value of closed medical malpractice claims: a microanalysis //Journal of Health Politic Politic Policy Law. 1989 Winter- 14−18.
  178. Steel K. at al. Jatrogenic illness on a general medical service at a university hospital //N. Engl. J. Med., 1981- 304:638−642.
  179. Steffen G.E. Quality medical care a definition//JAMA. 1988- 260:56−61.
  180. Vuory H.V. Quality assurance of health services.- Copenhagen. -WHO Regional Office for Europe. 1982- (Public Health in Europe, 16).
  181. Weil Z. Evidential damage as a result of improper medical records //Medical Law. 1998- 17:1:13−24.
  182. Wu A.W. Commentary: doctor are obliged to be honest with their patients//BMI. 2001- 19:322:1238 — 1239.
Заполнить форму текущей работой